IV Международная научно-практическая конференция "Образовательный процесс: взгляд изнутри" (29-30 ноября 2010 года)

К.филол.н . Кунгурова О.Г.

Костанайский государственный университет, Казахстан

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗе

(на примере подготовки журналистов)

Понятие толерантности становится одним из ключевых в современном казахстанском обществе. Выступая на 15-й сессии Ассамблеи народа Казахстана, президент страны Нурсултан Назарбаев предложил ввести в школах и вузах республики курс по основам толерантности. "Необходимо развивать гражданскую идентичность, толерантность в казахстанском обществе через систему образования, воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в СМИ, повышение правовой культуры всех казахстанцев", - заявил Президент [1].

Проблемы толерантности неслучайно оказываются ныне в центре внимания ученых, общественных деятелей, педагогов. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым понятием в мировой проблематике. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Таким образом, толерантность можно рассматривать в качестве одной и важных составляющих психологической культуры личности. Надо ли говорить, насколько важна эта составляющая в профессиональной деятельности журналиста?

Анализ журналистских, философских, религиозных, социологических, этнических и психолого-педагогических исследований показывает, что сложились реальные предпосылки для формирования толерантности личности как таковой, так и в профессиональной подготовке журналистов. Это: теория свободы личности как отрицания принуждения других людей (Н. Рерих, М.Кинг); концепции представителей гуманистического направления в психологии (Г. Олпорт, Р. Мей, А. Маслоу, К. Роджерс); работы по теории журналистики (Я. Засурский, Е. Прохоров, М. Шкондин); идея противостояния насилию посредством внутренней свободы и независимости (Ж. Семлен, Д. Шарп, М. Кинг); концепция ненасильственного взаимодействия общества и регуляция его посредством уровня "агрессивности" техногенной цивилизации (B. Степин); теория экономического сознания, основанного на отказе от иерархии, на гармонии человека и природы (А. Швейцер, Ю. Шрейдер, Р. Хиггинс); концепции психологических защит (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Берн); концепция соотношения объективной и субъективной свободы и отрицания авторитаризма как способа подавления активности личности (Л. Выгодский); концепция критического рационализма как основы толерантности, предполагающая право каждого познавать и формулировать постулаты, ценности и право их отстаивать (К. Поппер, В. Качоха); идея толерантности как расширения собственного опыта и критического диалога (В. Лекторский); концепция толерантности как согласования, осуществляемого постоянно возобновляемым усилием (А. Зимбули); идея толерантности как условие разрешения кентавр-проблем современного общественного сознания (Л. Беляева, Ж. Тощенко и др.); исследования по проблемам формирования рефлексирующего мышления будущего специалиста, по проблемам профессионального знания и его интерпретации (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Д.Эльконин, Ю. Сенько, М. Липман и др.).

Если исходить из того, что толерантность – понятие многоаспектное, затрагивающее различные грани индивидуального и социального бытия личности, то одним из значимых составляющих этого феномена является аспект – толерантность и интолерантность в сфере межэтнических отношений. В современной этнопсихологической литературе этническая толерантность понимается как личностное образование, входящее в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур. Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально–культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и формируется в проблемно–конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями иных этнических групп [2]. На наш взгляд, система высшего образования не должна оставаться в стороне от этой проблемы. Являясь значимым институтом социализации, ВУЗ призван не только формировать систему знаний и профессиональных навыков, но и оказывать непосредственное влияние на личность студентов, повышая уровень их социально-психологической компетентности и психологической культуры, поэтому развитие толерантности должно находиться здесь на одном из приоритетных мест. Кроме того, как отмечают исследователи, студенческий возраст – важнейший этап формирования этнического самосознания [3], следовательно, именно на вузовском этапе воздействие этнических стереотипов и установок может оказаться наиболее эффективным. Включение высших учебных заведений РК в Болонский процесс неизбежно приведет к интенсификации межэтнических контактов, а, следовательно, формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей именно в современном вузе. Таким образом, формирующийся принцип толерантности журналиста можно сформулировать так: журнали ст в св оей профессиональной деятельности должен проявлять терпимое отношение к многообразию социально не опасных моделей социального поведения и развития субъектов общества. Он также должен быть устойчив к воздействию стрессового фактора, обладать способностью разрешать деструктивные конфликты в сфере профессиональной деятельности, понимая другого и принимая иную точку зрения.

Как обучать студентов толерантности? Возможно ли вообще научить быть толерантным? Вопросы, которые сегодня горячо обсуждаются специалистами. Однако бесспорно то, что в каждом из нас изначально заложена естественная толерантность. Она подразумевает любознательность и доверчивость, присущие ребенку. Эти качества не определяют сути его «Я», поскольку процесс становления личности еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта. Наличие природной толерантности позволяет малышу терпимо принимать родителей, невзирая даже на акты жестокости, возможные с их стороны по отношению к нему. В широком смысле толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, то есть имеется наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения со вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. Соответственно, мы, педагоги, можем прививать толерантность только в том случае, если сами будем толерантны. Кстати, представление об обучении толерантности путем толерантного преподавания сформировалось благодаря идеям и методикам, разработанным бразильским мыслителем и психологом Пауло Фрейре (Paulo Freire), чьи труды легли в основу так называемой критической педагогики [4]. Фрейре считал, что главной целью образования является гуманизация мира, то есть наделение учащихся навыками и средствами, необходимыми для того, чтобы постоянно воссоздавать мир, в котором все меньше угнетения и все больше человеческой свободы и равенства. Толерантная педагогика требует от преподавателя не только обширных знаний и понимания главных экзистенциальных, политических, культурных и социальных проблем современности, но и постоянной работы над распознаванием этих проблем и поиском путей их успешного решения. Более того, подразумевается, что педагоги также должны делиться своими критическими взглядами на мир с обучаемыми, ведя непрерывную динамическую дискуссию с ними. При передаче учебного материала важную роль играет манера педагогов и особенности диалога, который они ведут с аудиторией. Педагог завоевывает авторитет, поскольку то, как он передает свои знания, не имеет ничего общего с ускоренным и агрессивным их навязыванием. Как ни странно, сильная позиция, престиж и проактивная роль преподавателя, характерные для такой педагогики, не приводят образовательные процессы к антидемократичности и неравноправию. Фрейре и его сподвижники настраивают на проявление безоговорочного уважения ко всем учащимся и во всех равно видят личность. Они серьезно, глубоко, искренне относятся к сильным сторонам и слабостям обучаемых . Прежде чем приступить к преподаванию, педагог должен провести исследование культурного, вербального и социального «мира» и «сил». На подготовительной и ранней стадиях учебного процесса формулируются и обсуждаются важнейшие дилеммы, с которыми сталкивается сегодня человечество, обсуждение ведется понятным языком, напрямую связанным с текущей жизнью учащихся, их прошлым опытом и нарративами. На протяжении учебного процесса учащиеся меняются местами с преподавателями и излагают свои собственные взгляды на обсуждаемую проблему. Выслушивая обучаемых, преподаватели в свою очередь учатся у них и могут внести коррективы в свои сложившиеся социальные, практические и теоретические представления о различных предметах и явлениях. Фрейре предъявлял к педагогам два основных требования: во-первых, чтобы они добивались уважения учащихся благодаря своим знаниям и умениям; во-вторых, чтобы преподаватели вели неавторитарный диалог с учащимися. И это, на наш взгляд, наиболее важное качество педагогики Фрейре – само по себе толерантное обучение терпимости к чужому на основе технологии взаимотолерантности. Нет никаких сомнений, что если мы проявим искреннее человеческое и преподавательское уважение к тем, кого обучаем, и будем видеть в каждом из них личность; если мы проявим искренний интерес к их «мирам» и «силам» и, отбросив фальшь и политкорректность, честно признаем, что нам также есть чему поучиться у наших учеников; если мы нацелимся на постоянно развивающийся демократический диалог со студентами, то и у нас и у них будет больше шансов стать толерантными людьми, овладевшими секретом, как «перетерпеть» разногласия в процессе их обсуждения и преодоления.

Список использованных источников:

1. Интерфакс-Казахстан.

2. Шлягина Е. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения / Е. Шлягина, И. Карлинская // Психология общения: проблемы и перспективы. – М., 2000.

3. Хотинец В. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе / В. Хотинец // Вопросы психологии. – № 983. – С. 31.

4. International Project for Critical Pedagogy [ Электронный ресурс ]. – Режим доступа : http:// www.freireproject.com