IV Международная научно-практическая конференция "Образовательный процесс: взгляд изнутри" (29-30 ноября 2010 года)

К.филос.н. Котов Ж.В.

Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, Украина

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК ПРОБЛЕМА

В первую очередь отметим тот вариант понимания философии, на которой ориентируемся в ходе учебного процесса.

Что такое философия? Философия – это рефлексия над предель­ными основаниями бытия, бытия внешнего мира, включающего чело­века, и бытия внутреннего мира человека.

М.Мамардашвили проводит различие между «реальной философией» и «философией теорий и систем». Философию необходимо осваивать как культуру оперирования понятиями, как культуру понимания себя и окружающего мира, как культуру выстраивания индивидуальной жиз­недеятельности личностно развитого индивида в соответствии с жиз­недеятельностью малых социальных групп, общества в целом, Кос­моса. «Не только философствовать, но и жить в философии» Г.Сковорода

Организация Объединенных наций (ЮНЕСКО) ставит задачу в процессе преподавания философии ориентироваться на развитие культуры самостоятельного мышления. Удается ли решать эту задачу в процессе преподавания философии в вузе? Скорее нет, чем да!

Что мешает, какие препятствия?

Во-первых, сами преподаватели не всегда готовы к отчетливому пониманию и тем более к решению данной задачи. Данная задача решается через последовательное прохождения этапов «в себе», «для себя», «для других». Очень важно чтобы сам преподаватель об­ладал культурой самостоятельного мышления. Необходимо возвра­щаться к институту повышения квалификации, к разработке как чисто учебного, так и методического материала, нацеленного на решение именно этой задачи, к использованию имеющихся в нашем арсенале необходимых психологических практик.

Во-вторых, программы по философии, и учебные пособия не ори­ентированы достаточно отчетливо на решение именно данной задачи. Необходимо чтобы научное сообщество сориентировалась на реше­ние данной проблемы одновременно и как теоретической и как чисто практической задачи.

В-третьих, студенты часто оказываются не готовы (тем более на втором курсе) воспринимать, понимать, а тем более эффективно ос­ваивать необходимый учебный материал (тем более в условиях де­фицита учебных часов, выделенных для философии). Эта неготов­ность проявляется, в частности, и как недостаточный уровень интел­лектуального развития в целом.

Задача философии развивать культуру именно понятийного мыш­ления. Студенты на уровне обыденного сознания мыслят в основном представлениями образами. Именно с этих позиций наиболее подго­товленный студент готов высказывать свое видение по ряду общих философских проблем, касающихся понимания бытия мира в целом, включая и человека, с одной стороны, и его внутреннего мира с дру­гой. Овладение философскими категориями, что само по себе оказы­вается достаточно сложно для студента, открывает возможность для него видеть проблемы не только с позиций своего индивидуального опыта, но и с позиций общечеловеческого опыта. Открывается воз­можность того, что студенту удастся преодолеть ориентацию виде­ния мира исключительно с позиций обыденного сознания, ибо только философская культура открывает возможность «не упираться взгля­дом в свое корыто, а Землю всю, окидывая взглядом, видеть то, что временем закрыто».

В качестве исходного начала в процессе преподавания философии важно видеть уже специфику самого философствования, его отличия от болтовни. Для философствования характерно глубокомыслие, спо­собность иначе видения, самостоятельность мышления («никому не верь на слово, думай сам!»). В ситуацию философствования лично­стно развитой индивид впадает в тех случаях, когда он либо еще со­храняет способность удивляться сложности и таинству мира, либо в стрессовых ситуациях. Знакомство с «философией теорий и систем» усиливает и облагораживает саму способность философствования.

Рассмотрим примеры философствования как проявление культуры понимания себя и окружающего мира в сложных и критических ситуа­циях, которые демонстрируют студенты как до знакомства с филосо­фией, так и на основе и в процессе ее освоения.

1. Оказалась в больнице с легкой болячкой. Первоначально осоз­навала свою ситуацию как проявление какой-то несправедливости, «закона подлости». Затем через процесс «реального философствова­ния» пришла к осознанию того, что жизнь человека необходимо вклю­чает в себя испытания, через которые необходимо пройти достойно, с тем, чтобы жизненные трудности не только не ломали тебя, но напро­тив закаляли.

2. Попала в больницу в ситуации угрозы сохранению самой жизни, предстояло делать операцию и не знала, останется ли жить. Через несколько дней очень тяжелых переживаний вдруг вышла на какое-то особое видение всей своей ранее прожитой жизни – на постижение истины бытия: одни события и люди, казавшиеся ей ранее очень важ­ными и существенными, обнаружили свою незначительность, а иные, на первый взгляд второстепенные и незначительные, вдруг обнару­жили свою первостепенную значимость.

Следующие примеры показывают важность овладения важнейшими философскими категориями и понятиями ((как эпистемной, так и со­фийной философии) для глубокого понимания как сложных проблем самой реальной жизни – в данном случае проблемы любви), так и для более глубокого и осознанного понимания самого учебного процесса, в который включен каждый студент.

1. Прочитав книгу Э. Фромма «Искусство любить» и уяснив понятие (понимание сути) настоящей любви девушка вышла на более коррект­ные взаимоотношения со своим парнем, и он стал меняться в лучшую сторону, на что обратила внимание не только она сама, но и его ро­дители.

2. Проработав и осмыслив закон перехода количественных изме­нений в качественные и обратно, некоторые студенты уяснили для себя сам механизм получения принципиально нового знания в про­цессе учебы. Если студент либо систематически не занимается, либо механически осваивает, «зубрит» материал, то из процесса действи­тельного познания он исключен. Творческое и эффективное включе­ние в познавательный процесс, при наличии «культуры непонимания», предполагает обучение как постоянное разрешение возникающих на каждом занятии проблем, которое и приводит к тому, что на опреде­ленном этапе появляется принципиально новое знание, Если на пер­вом этапе, вначале процесса обучения студент, к примеру, не умел читать чертежи, делать расчеты или читать, писать и говорить на иностранном языке, то на заключительном этапе он обнаруживает, что приобрел действительно новые знания, новые возможности.

В чем сложность для преподавателя и что не удается?

1. Не хватает адекватного понимания реальных образовательных возможностей студентов, того реального интеллектуального уровня, на котором они находятся.

2. Не разработан теоретически механизм, позволяющий понять сам процесс перехода от уровня обыденного сознания к философскому пониманию действительности, не функционирует сам механизм уяс­нения этой проблемы через диалог заинтересованных сторон.

3. Преподаватель философии, действующий в пространстве заданных программ учебных часов, лишен возможности свободно и творчески осуществлять поиск более эффективных вариантов учебного про­цесса.