VI Международная научно-практическая конференция "Спецпроект: анализ научных исследований" (30-31 мая 2011г.)

Вьюшкова Т.С.

Дальневосточный федеральный университет , Российская Федерация

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Экономика представляет собой совокупность экономических агентов, связанных между собой разнообразными отношениями. Экономические отношения, рассматриваемые в институциональной теории как разнообразные виды контрактов, в которых действия обеих сторон характеризуются критериями экономической свободы, можно считать свободными и равноправными, что подразумевает собой отсутствие какой-либо власти . Отсутствие власти в экономической жизни, само по себе, есть теоретическая абстракция, и может быть характерно только для условий совершенной конкуренции. Реальный мир – это мир асимметричных отношений между экономическими агентами, занимающими неравные экономические и политические позиции и имеющими неравные возможности подчинения и принуждения друг друга. Следовательно, не отсутствие власти, а именно ее наличие можно рассматривать как «естественное состояние» экономической организации общества.

С возникновением несовершенной конкуренции, а именно проявлением ее форм (монополии, олигополии) появляется фактор, способный влиять на эффективность экономики. Механизм ценовой координации, названный А. Смитом как «невидимая рука» рынка заменяется способностью влиять на его развитие в целом и на поведение остальных участников, обладая властью над ними. Такая власть реализуется косвенно через воздействие некоторых агентов на уровень цен.

В предложенной представителями неоинституционализма (Р. Коуз, О. Уильямсон, А. Алчян) контрактной теории фирмы показано, что прямая экономическая власть в некоторых случаях является более эффективной, чем ценовой механизм [2] (косвенная власть). В рамках фирм координация с помощью цен сведена к минимуму или же отсутствует вообще, а перемещение факторов производства и благ происходит под воздействием распоряжений предпринимателя (прямая власть) [2]. Фирма в данной теории является объектом использования монопольной власти, которая всегда рассматривается как фактор, снижающий экономическую эффективность.

Природа власти как отношения, выделяющая власть из мира экономических отношений, заключается в том, что это есть такое взаимодействие между агентами экономической системы, при котором один экономический агент (объект власти) несет издержки (подчиняет свое поведение) в пользу другого экономического агента (субъекта власти). Вынужденный характер подчинения есть результат преднамеренных воздействий со стороны субъекта власти [1]. Основа принуждения – асимметрия в распределении ресурсов (прав собственности на ресурсы) между экономическими агентами (объектом и субъектом власти).

Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти – свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть [1]. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи, возможность прибегнуть к непосредственному насилию.

Реализация власти в экономических отношениях снижает эффективность экономических процессов [2]. Власть по природе эгоистична и озабочена увеличением общего блага лишь тогда, когда оно ей выгодно. С точки зрения рационального поведения, субъект власти, затрачивая значительные усилия и ресурсы на поддержание власти, усиливает процессы бюрократизации, происходящие в любом институте власти. Рациональный агент по определению не откажется от использования преимуществ создаваемых неравенством властных позиций для максимизации собственной выгоды за счет подчинения этой цели ресурсов слабой стороны трансакций, за счет перемещения своих издержек на других.

Рыночная экономика связана со значительными трансакционными и информационными издержками [2]. Экономическая власть приводит к их исчезновению, а, следовательно, может быть и эффективной. К тому же, возникает необходимость прямой экономической власти, когда рынок не обеспечивает устранение негативных явлений при производстве общественных благ («несостоятельность» рынка). Помимо этого, действия властвующего субъекта позволяют повысить эффективность процесса производства, учитывая, что власть является неизбежной его частью [4].

В экономической системе отсутствуют какие-либо тенденции к установлению равенства в распределении ресурсов между ее агентами. Наоборот, неравенство между экономическими агентами постоянно воспроизводится как результат конкуренции, как экономической, так и политической [3]. Именно борьба за власть и стимулирует развитие экономических субъектов.

Следовательно, власть в отношениях между экономическими агентами не может быть устранена, но ее можно определенным образом организовать. Это означает, что в реальной экономической жизни эффективный порядок власти – это не отсутствие, а определенный порядок ее организации, обеспечивающий лучшее распределение ресурсов по сравнению с альтернативными формами организации власти. Учитывая институциональный характер экономической власти оценивать эффективность ее организации следует путем сопоставления ей реально возможных альтернативных вариантов, а, не сравнивая ее с идеальной экономической системой, где появление власти исключено.

 

Список использованных источников:

1. Дементьев В. Экономическая власть и институциональная теория / В. Дементьев // Вопр. экономики. – 2004. – № 3. – С. 50-64.

2. Мовсесян А. Роль фактора власти в экономике / А. Мовсесян, А. Либман // Экономист. – 2002. – № 1. – С. 58-64.

3. Мовсесян А. Экономическая власть: ресурсы, инструменты, основания, этические проблемы / А. Мовсесян, А. Либман // Общество и экономика. – 2002. – № 2. – С. 98-113.

4. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Издательство ACT», 2003. – 669 с.