VI Международная научно-практическая конференция "Спецпроект: анализ научных исследований" (30-31 мая 2011г.)

Бирюкова Ю.Н.

Филиал Российского государственного гуманитарного университета

в г. Саратове, Российская Федерация

мышление и язык СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

 

В последнее время необычайно возрос интерес к вопросам изучения языка, формирования языковых картин мира, мышления и рассуждения, а также другой деятельности естественного интеллекта, находящихся в центре внимания представителей различных областей научного знания.

Взаимоотношения человека, наделенного сознанием и языком, и окружающего его мира рассматривается в посвященных различным аспектам языковых картин мира работах Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, А. Ф. Боас, Й. Л. Вайсгербера, А. Вежбицкой, Г. В. Колшанского, О. А. Корнилова, Е. С. Кубряковой, А. Н. Леонтьева, Ю. М. Лотмана, В. И. Постовалова, Э. Сепира, Б. А. Серебренникова, В. Н. Телии, Б. Ли Уорфа, А. Д. Шмелева и др. ученых.

Языковая картина мира – отраженные в категориях (отчасти и в формах) языка представления данного языкового коллектива о строении, элементах и процессах действительности; целостное изображение языком всего того, что существует в человеке, вокруг него; осуществляемое средствами языковой номинации изображение человека, его внутреннего мира, окружающего мира и природы [1].

Языковая картина мира формируется посредством деятельности сознания, т.е. мышления. За основу взята идея немецкого философа и лингвиста XIX в. В. фон Гумбольдта о единстве языка и мышления, их диалектической связи («Язык есть орган, образующий мысль» [2, с. 75]). В языке заложено некое активное, энергетическое начало по отношению к мыслительной деятельности того или иного народа, а следовательно, и по отношению к его видению мира («язык не есть продукт деятельности (эргон), а деятельность (энергейа)» [2, с. 70]).

Мышление неотрывно связано с существованием языка. Каждый человек овладевает знаниями о мире, действительности [3], отображает внешнюю действительность в своем сознании и интерпретирует ее опосредованно через язык: «Язык выступает в качестве готового орудия для того или иного структурирования действительности при ее отображении человеком» [4, с. 76]. С этой точки зрения язык отражает и состояние развития сознания, и направление его деятельности, и материальные условия, т. е. совокупность всех форм объективной действительности, в которой осуществляется эта действительность.

Язык предстает одним из самых сложных общественных явлений. Язык – это самоорганизующаяся знаковая система . Он служит средством коммуникации, но, самое главное, средством формирования мысли, а также приобретения знаний, инструментом организации, переработки, хранения, передачи, а также и порождения информации. Под языком мы понимаем не только естественный, но и любой другой (в том числе искусственный) язык графических, звуковых, тактильных и прочих символов, знаков, сигналов и т. п., несущих информацию. Язык и мышление исторически и генетически формировались в непосредственной взаимосвязи, но при этом они сохраняют относительную самостоятельность и качественное отличие друг от друга. Действительно, мышление идеально, любая же знаково-сигнальная система материальна. Можно сказать, что всякая мысль выразима в языке, в той или иной знаковой системе, однако не всякий знак, символ или отдельное языковое выражение осмысленно [5, с. 52].

Сложность структуры человеческого мышления подтверждаются современными данными о работе мозга человека и его интеллекта [6], особенно серией работ проф. Т. В. Черниговской [7], на которые мы опираемся в этой статье. «…мозг – сложнейшая из всех мыслимых система с огромными компенсаторными возможностями», – пишет Т. В. Черниговская [8, с. 207].

Наукой полностью доказана функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга человека. Все виды семиотической деятельности распределены между двумя полушариями, таким способом достигается двойное кодирование и декодирование информации, автоматизированность и произвольность речевых процедур. Именно это обеспечивает неоспоримые когнитивные и адаптационные преимущества человека перед другими видами живых существ [9]. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи – зона Брока и зона Вернике, – открытые выдающимися учеными в 60-х годах XIX века. Левое полушарие является «речевым», т.е. чаще всего доминантным, ответственным за логико-грамматическую расчлененность и связность нашей речи, за ее форму, абстрактную лексику, аналитическое абстрактное мышление.

В противоположность левому, правое полушарие теснее связано с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми и прочими образами, а в области языка – с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. Оно характеризуется нерасчлененным, но при этом более целостным восприятием мира и является источником интуиции.

Соответственно, мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов. Оно представлено в той или иной степени и у высших животных. Вербальное, речевое мышление является одним из компонентов человеческого мышления, и как результат, речь, вербальное выражение мыслей – важнейшее в процессе коммуникации. Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах внутренней или внешней речи по принципу диалога. Средства языка направлены на то, чтобы обеспечить человеку возможность не только называть и обобщать предметы, не только формулировать словосочетания, но и обеспечивать процесс продуктивного логического вывода, который протекает на вербально-логическом уровне.

Как мы видим, мышление человека многокомпонентно, оно есть сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга.

Владея речью – практическим воплощением языка, – «человек оказывается в состоянии делать выводы не только из непосредственных впечатлений, но и из общественного опыта поколений» [10, c . 253]. Именно возможность делать логические выводы, не обращаясь каждый раз к данным непосредственного, чувственного опыта, характеризуется продуктивное мышление человека, возникающее благодаря языку [выделено нами. – Ю.Б. ]. Это свойство создает возможность существования сложнейших форм дискурсивного мышления и отражения действительности в сознании человека.

Таким образом, возникает закономерный вопрос: как же именно влияет современное мироощущение человека на процесс мышления? Можно предположить то, что такая дискурсивность, постоянная рефлексия при условиях возрастающей визуализации процесса современных коммуникаций (порожденную самим человеком), особенно электронной коммуникации, визуализации пространства (реклама, мода, архитектура и др.), воздействии на современного человека СМИ делает связь между полушариями головного мозга еще более сложной.

Как нам представляется, вербальный и невербальный типы мышления образуют единство и их совокупность можно представить как комплексную знаковую систему. Функционирование такой системы можно определить как функционирование по принципу матрицы, устанавливающей смысловые отношения между двумя или более системами данных в зависимости от решаемой мозгом задачи и контекста ситуации, т. е. матричный принцип актуализации деятельности разных полушарий головного мозга в процессе мышления.

На наш взгляд, феномен визуализации и ее рефлексии в человеческом сознании, условиях и принципах их функционирования недостаточно изучен, для чего требуется комплексный подход. Несомненно то, что заявленная проблематика имеет перспективы для изучения.

 

Список использованных источников:

1.         Языковая картина мира [Электронный ресурс] // Словарь методических терминов. – Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=% FF % E 7% FB % EA % EE % E 2 % E 0% FF +% EA % E 0% F 0% F 2% E 8% ED % E 0+% EC % E 8% F 0% E 0& all = x

2.         Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт; пер. с нем. Г.В. Рамишвили. – М.: Прогресс, 1984. – 400 с.

3.         Общение и познание: коллективная монография / под. ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 496 с.

4.         Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст: учебное пособие по курсу «Общее языкознание» / Ю.А. Левицкий. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. – 124 с.

5.         Портнов А.Н. Язык, мышление, сознание: психолингвистические аспекты / А.Н. Портнов. – Иваново: Изд-во Иван. ун-та, 1988. – 90 с.

6.         Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека: Основы когнитивной этологии / Ж.И. Резникова. – М.: Академкнига, 2005. – 518 с.

7.         Черниговская Т.В. Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? / Т.В. Черниговская // Вестник Российской академии наук. – 2010. – Т. 80. – № 5/6. – С. 461–465.

8.           Черниговская Т.В. От коммуникационных сигналов к языку и мышлению человека: эволюция или революция? / Т.В. Черниговская // Рос. физиолог. журн. им. И.М. Сеченова РАН. – 2008. – Т. 94. – № 9. – С. 1017–1028.

9.         Черниговская Т.В. Человеческое в человеке: сознание и нейронная сеть / Т.В. Черниговская; ред. Д.И. Дубровский // Проблема сознания в философии и науке. – М.: Ин-т философии РАН, 2008. – С. 325–360.

10.     Черниговская Т.В. Nature vs. Nurture в усвоении языка / Т.В. Черниговская // Теория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма; сост. Н.И. Чуприкова. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 224 c.

11.     Черниговская Т.В. Мозг и язык: полтора века исследований / Т.В. Черниговская // Теоретические проблемы языкознания: сб. статей. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – C . 16–34.

12.     Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.