VI Международная научно-практическая конференция "Спецпроект: анализ научных исследований" (30-31 мая 2011г.)

К.иск. Кишкинова Е.М.

Институт архитектуры и искусств Южного федерального университета, Российская Федерация

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ И ЕГО РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ

 

На про­тяжении сере­ди­ны XIX – середины XX веков визан­тий­ский стиль привлекал внимание архитекторов как в Европе, так и в Северной Америке, оставив наиболее многочисленные памятники в православных государствах. Цель данной публика­ции – выяв­­ление особенностей этого стиля в храмовом зод­честве трех славянских стран – России, Болгарии и Сербии.

В России предпосылками появления стиля стали научные достижения в изучении искусства и архитектуры Византии, Дре­вней Руси, Закавказья и стремление зодчих использовать эти достижения в архитектурной практике, а также политические ам­­биции Российской империи, диктовавшие необходимость ут­вер­ждения на Балканах, идеологически обоснованного рели­ги­озно-куль­тур­ной общностью, восходящей к византийским вре­­менам. Эволюция стиля в России включает четыре этапа. В се­редине XIX в . появились ра­боты Г.Г. Гагарина, А.М. Горно­ста­ева , М.Д. Быковского и др., еще не выходившие за рамки ро­мантизма. Памятники этого времени органично сочетают ви­зан­тийские, закавказские, древнерусские элементы, заимствования из классицизма. К 1860 г . произошло «самоопределение» стиля – он четко обозначился в произве­де­ниях Д.И. Гримма , Р.И.Ку­зьмина, программно ориентированных на византийские средне­вековые памятники. Позже композиции усложнялись, нарастало декоративное изобилие, в том числе заимствованное не из ви­зантийских источников – таковы храмы по проектам Э.И. Жи­бера , А.А. Парланда , Р.К. Флуга , В.А. Шретера и др. Среди ино­сти­­левых элементов наиболее многочисленны реминисцен­ции дре­внерусской архитектуры – прежде всего шатровые ко­локоль­ни. На рубеже столетий объемно-простран­ственные ко­м­по­зиции стали более пластичными и цельными, подчиняясь вли­янию мо­дерна, преобладала ориентация на собственно визан­тийские памятники (работы В.А. Косякова , Р.Р. Мар­фельда и др.). Осо­бен­ностями византийского стиля в русской архи­текту­ре можно счи­тать длительность его существования в ра­мках XIX в., ран­нюю и выразительную «эмансипацию» в 1860-х гг., выход за рамки эк­лектики и опору в период модерна на соб­ственно визан­тий­ские образцы [1].  

В храмовой архи­тектуре Болгарии византий­ский стиль сфо­рмировался в последней четверти XIX в. Памятники 1870-х – 1880-х гг. ха­ра­­ктеризуются значи­те­ль­ным влиянием Бо­лгар­ско­го Воз­рождения, стилистически прина­длежа к позд­нему роман­тизму. В конце XIX в. ­часто исполь­зу­ю­т­­­ся романс­кие и ре­нес­сансные элементы в рамках эклектики (цер­кви св .Н иколая Мир­ли­­кий­с­кого в Старой Загоре , Д.Дра­го­шинов , К.Га­н­че­в , Н.Тро­я­нов, 1896-1909, и свв . Ки­ри­лла и Ме­фодия в Бургасе, Р.То­с­кани , 1897), софийские церкви св. Тро­и­цы (1903–1905) и св. Иоан­на Ри­ль­ского при Духовной семи­на­рии (1902, Ф.Грю­на­­н­гер ) [2]. Важную роль в становле­нии визан­тий­с­кого стиля стала ра­бота над столичным собором Але­ксан­дра Нев­ского (1898 – про­ект А.Н.По­ме­ран­це­ва, 1904–1912 гг. – строительство), находя­щегося на «водоразделе» эклек­тики и модерна. В начале XX в. в бол­гарском мо­дер­не сфо­р­мировалось на­ци­о­нально-романти­чес­кое направле­ние, вну­т­ри которого ви­зан­­тийс­кий стиль стал пре­об­ладающим и про­должал су­щест­вовать вплоть до начала В то­рой Ми­ровой войны, включая эле­мен­ты позднего мо­дерна, фу­нкцио­нализма и экс­прессионизма. Примеры – со­фийс­кие церкви Св. Се­­­дь­мо­численников (Й. Ми­ла­нов , П. Мом­чи­лов , 1899–1903), св. Не­дели (1929–1930, И. Ва­си­льов , Д. Цолов ), св .П араскевы (1921–1930, А. Торньов ) [3] . В силу спе­ци­фики исто­ри­ко-политичес­кой си­туации период сущест­во­ва­ния византий­ско­го стиля в Бо­л­га­рии в рамках эклектики ока­зался, по сравне­нию с Рос­сией, хроно­логи­чески сжатым. Период мо­дерна, на­про­тив, охва­ты­вает гораздо более дли­тель­ное время и отмечен созданием наиболее значи­тельных па­мятников. В отличие от Ро­с­сии, болгарский ви­зан­тизм I половины XX в . характеризуется ак­тивным исполь­зова­нием дости­жений нацио­наль­­ного архи­тек­ту­рного нас­ледия, что связа­но с остро стояв­шей в Болгарии после обретения не­зависи­мости проблемой на­цио­наль­ной само­иден­тификации.

В Сербии в основе становления византийского направле­ния в наци­ональном стиле также лежит интеллектуальный подъ­ем после освобождения страны и возрождения государ­ствен­но­сти, а толчком к нему служит изучение древних памя­тни­ков. В пе­рвой половине XIX в . церковная архитектура уже включает нацио­нальные элементы в духе рашской и моравской школ. В сере­дине века поиски в духе романтизма стано­вятся осо­бен­но заметными, можно наблюдать, при сохранении приемов барокко и классицизма, исполь­зование византийских и серб­ских элемен­тов (храм св. Георгия в Смедереве , А. Дамь­янов , 1851–1855). В сле­д­ующий период виза­нтийские черты стано­вятся бо­лее опре­деленными, сочетаясь с заимствованиями из романской архитектуры (це­рковь св. Спиридона в Триесте, К.Ма­чиакини , 1861–1869). 1870-е гг. – на­ча­ло XX в. – новый период, когда в ра­м­ках эклектики под влиянием Т. фон Ханзена строятся хра­мы, сочетающие в се­бе элементы византийского, роман­с­ко­го, готи­ческого, ренес­сан­­сного и вос­точ­ного насле­дия (С. Ива­чко­вич – церкви Пре­об­ра­жения в Панчеве , 1874–1878, свв . Петра и Павла в Ягодине, 1899; работы В. Николича , Й. Илкича , Д. Жи­вановича ) [4]. С начала XX в. визан­тийский стиль обособляется от со­б­ствен­но сербского, впро­чем, сущес­твуя параллельно и продолжая со­хра­нять с ним родство, что проя­вляется как в ра­ботах сер­б­ских зодчих, так и (после 1918 г .) рус­ских ар­хи­текторов-эми­гран­тов. Приме­ры памятников, сочетающих византийские и сербские эле­менты – церкви Тро­ицы в Го­р­ной Му­­тнице (1924) и г. Ле­сковац (1922–1931, обе – В.М.Ан­дросов), церковь Иоанна Предтечи в Вучье (Г.И. Са­­­мойлов, 1936), собор св. Марка в Бел­г­раде (Б. Крстич , 1930-1939). Ряд по­строек де­мон­ст­рирует явное пре­вали­ро­вание византий­ской ко­м­поненты. В основном это храмы с центрическими композициями, чаще всего имеющие мемориаль­ное значение. Таковы квадрат­ная в плане капелла Челе-кула в Нише ( 1892 г ., Д.Т. Леко ), Преобра­жен­ская це­рковь-ротонда в Новом Сарае­ве (А. Де­роко , 1939–1940), ориентированная на центри­ческие византийские храмы IV – VI вв., церковь св .Г еор­гия в Оп­ле­на­це (1909–1912, К.Й. Йованович ), в пла­ни­ровочном ре­шении напоминающая собор Апостолов в Констан­тинопо­ле, ко-метохийской традицией храм роднят   Рашской школы.й над подражающие Софии Константинопольской про­ект хра­ма св. Саввы для Бел­г­рада ( М.Злако­вич , А.Папков , 1926) и осу­щес­т­вленный храм ( Б.Пе­шич , освя­щен в 2004) [5]. В целом византийское направление в цер­ковной архитектуре Се­­р­­бии вплоть до конца 1930-х гг. не вышло за рам­ки эк­лектики, хотя в отдельных его памят­ни­ках можно от­метить влияние мо­дерна и экс­прес­сионизма. В то же время в гражданском зодчестве визан­тийский стиль по­лучил в этой стране более значительное при­менение, от­вечая идее государ­ственного единства и активно взаимодействуя с модер­ном, функцио­нализ­мом, экспрессионизмом и ар деко (работы М. Капе­тано­вича , Б. Таназевича , П. Поповича, М. Кору­новича , братьев П. и Б. Крстич и др.). В целом влияние на­цио­нального наследия в рамках византийского стиля в Сербии более ощу­тимо, чем в Болгарии и Рос­сии.

Таким образом, в­иза­нтийский стиль в архитектуре России, Болгарии и Сербии, сформиро­вав­шись как самоценное художес­твен­ное явление, в каж­дой стране органично включил в себя уни­кальные черты, позволяющие сде­лать вывод о существовании ре­ги­о­­на­льных вариантов стиля, обусловлен­ных осо­бен­ностями того или иного культу­рно-исто­рического контек­ста.

 

Список использованных источников:

1.       Кишкинова Е.М. Византийское возрождение в архитектуре России / Е.М. Кишкинова . – СПб.: Искусство-СПБ, 2006. – 255 с.

2.       Йокимов П. Сецесионът и българската архитектура / П. Йокимов . – София: Арх и Арт , 2004. – 153 с.

3.       2000 години християнство . Пра­во­слав­ни храмове по българските земи ( XV – средата на XX в.) / Коева М., Бежилов И., Йокимов П., Стоилова Л. – София: ИК «БАН», 2003. – 539 с.

4.       Просен М. Неовизантийские елементи у стваралаштву архитекте Григор j а Самоjлова / М. Просен // Симпозиум «Ниш и Византи j а» 3-5 j ун 2005: зборник радова . – Ниш: Миша Ракоци j а, 2006. – С. 443–464.

5.       Кадијевић А. Један век тражења националног стила у српској архитектури. Средина XIX – средина XX века / А. Кадијевић . – Београд : Гра ћ евинска к њ ига, 2007. – 390 с.