VI Международная научно-практическая конференция "Спецпроект: анализ научных исследований" (30-31 мая 2011г.)

Химич С.М.

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова, Казахстан

ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО В ПУБЛИЦИСТИКЕ

 

В современных СМИ часто можно встретить материалы с использованием поэтического слова. Именно поэзия и мудрость, искусство емкого слова, способного охватить одновременно и малое и большое, проницательность жизненных характеристик обуславливает постоянное использование поэтического слова в публицистике. Поэтический язык и его образные слова обращают внимание на себя. Автор, заставляя задуматься над той или иной проблемой, глубже её понять, прибегает к использованию стихотворных строк с характерными для них яркими языковыми образами, которые помогают читателям неожиданно для них самих делать остановку в чтении, долго сохранять такой образ в памяти. Они во многом помогают журналисту получить желаемый отклик. Образные слова привлекают к себе внимание особой звуковой организацией: ритмом, рифмами, созвучиями, повторами [1].

В газете « Костанайские новости» корреспондент Ирина Гудова в статье «Пусть мама услышит, пусть мама не пьет» создает запоминающийся образ ещё одного ребенка, страдающего от безответственности взрослых. Заголовок с речевым повтором и авторским сотворчеством бьет прямо в цель, соответствует содержанию материала, вызывает интерес читателя.

Но специальные выражения – мощное средство усиления общей образности текста. Они требуют от авторов особого чутья, тонкого вкуса, чувства меры и четкого знания цели их использования, обусловленности. В случае неудачного применения поэтическое слово может дать слабый результат, чем речь прозаическая. Примером такого журналистского просчета можно считать заметку Н. Уряшева в журнале «Вожатый» под заголовком «Орлята учатся летать». В качестве заголовка взята строка из когда-то популярной песни, но никакого отношения к содержанию статьи эти строки не имеют. Заинтригованный читатель обращается к заметке в предвкушении чего-то необычного, оригинального, связанного с какими-либо полетами детей («орлят»). Но уже первые строки заметки вызывают недоумение, ведь речь идет об отряде скаутов. Ведутся рассуждения о религии скаутов, о форме и нашивках, знамени, и ни слова о полете.

Поэтическое слово – это слово с живой и яркой внутренней формой, основой словесного образа.

Притягательная сила поэтического слова в его образности. У такого слова ярко выражена его внутренняя форма. По словам А.А. Потебни «она показывает как представляется человеку его собственная мысль» [2]. Это – яркое представление, центр образа слова, один из его характерных признаков. Если значение слова – это то, что отражается им, то внутренняя форма – это то, как отражается и представляется в слове тот или иной предмет действительности.

Правильное понимание внутренней формы поэтического слова и грамотное его использование, конечно, важно для любого публициста, но его использование в большой мере основывается на его эстетическом и эмоциональном воздействии на читателя.

В чем же заключается и как проявляется это особое свойство слова в поэтической речи. Как и почему поэтическое слово в контексте любого публицистического произведения или даже взятого в качестве заголовка воздействует на читателя. Поэтическая речь в составе публицистического произведения чаще всего ничего не сообщает нам, то есть не несет никакой информационной нагрузки, но определенным образом воздействует на читателя. Оно в широком его понимании обладает не только семантической (смысловой), но и эстетической информацией. Структура публицистического произведения, в котором присутствуют стихотворные строки, двучленна: соображение плюс воздействие. Примером тому служит статья Олега Гурского в «Костанайских новостях» в рубрике «разговор на горячую тему» «Кто и почем нам строить и жить помогает». Здесь автор старается разъяснить читателям, как и почему на бюджетные деньги покупаются товары и услуги. Как правило, стилистически окрашенная лексика в поэтическом слове воздействует сильнее, чем нейтральная в самом тексте заметки, статьи. Например, образцы поэтического творчества, взятые в качестве заголовков, уже настраивают читателей на определенный лад. Эстетически переживаемое слово вызывает беспокойство у читателя, неравнодушие.

Благодаря знакомым строчкам, читатель творчески осмысливает то, что создано журналистом на основе своих впечатлений, эмоций, знаний, своего жизненного опыта. А опыт постоянно расширяется, и он может видеть что-то новое в обычном тексте, что без использования поэтического слова осталось бы незамеченным. Больше того каждая эпоха, каждое новое поколение журналистов стремится по-своему понять стихотворное произведение, увидеть в нем актуальное содержание. Например, в газете «Экспресс-К» удачно перефразируется шекспировское «Быть или не быть». В заголовке статьи «Ехать или не ехать, вот в чем вопрос».

Современное прочтение поэтического произведения – одна из важнейших задач, встающих перед журналистами при его употреблении. Процесс творческого воссоздания поэтического произведения в рамках публицистических материалов также неисчерпаем. Это, как говорилось выше, и перефразированные строки: « Казбат батяня , батяня казбат », и с купюрами «Давайте плескаться, купаться», и с недомолвками «Кто-то теряет…», и доработанные автором «К нам приедет, к нам приедет Бобби Файер дорогой».

Эти примеры показывают, как журналисты используют поэтическое слово для того, чтобы намекать, необычно, образно на определенное, более глубокое содержание, которое имеется у читателя, знающего упомянутое произведение, чей опыт расширился благодаря чтению этой статьи. Язык, образ и идейное содержание как компоненты разных уровней поэтического текста в публицистическом произведении находятся в определенной взаимосвязи: «Язык есть форма по отношению к образу, как образ есть форма по отношению к идейному содержанию произведения», – пишет профессор Тимофеев Л.И. Это и дает возможность рассмотрения публицистического произведения как образно-словесного искусства [3].

Как правильно и в каких формах, как часто и в каких объемах использовать художественный текст в публицистических жанрах? Этот вопрос волнует не только ученых-лингвистов и литературоведов, но и журналистов. Ясно одно: нельзя рассматривать его односторонне. Использование поэтического слова ради самого слова – в отрыве от его литературных образов и авторского замысла даст нам просто «гербарий» слов и выражений, но не покажет подлинную жизнь поэтического слова в публицистическом произведении как идейно-изобразительного средства. Но, к сожалению, используя тексты стихотворных художественных произведений, журналисты не всегда отдают должное самому слову как материалу поэтического искусства. Любое публицистическое произведение носит ещё и отпечаток личности автора: его мировоззрения и идеологии, индивидуальной писательской манеры, языка и приемов индивидуального словоупотребления. Только по использованию меткого народного слова, фразеологизмов, песен и стихов мы можем судить об образе автора. Необходим всесторонний комплексный подход к изучению и использованию поэтического произведения в публицистике, такой, чтобы синтезировать факты разных уровней текста в единое целое. Это задача особой филологической дисциплины – науки использования всех богатств художественной литературы в публицистике.

 

Список использованных источников:

1.       Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке / В.Л. Архангельский, С.Г. Гарвин . – М.: Просвещение, 1973.

2.       Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии / В.М. Мокиенко . – М.: Высшая школа, 1990.

3.       Булгакова Г.Ф. Культура речи и стилистика / Г.Ф. Булгакова, Г.В. Ким. – Алматы: Мектеп , 1984.