VI Международная научно-практическая конференция "Спецпроект: анализ научных исследований" (30-31 мая 2011г.)

Цогоева Д.Т., Ильина М. К.

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Российская Федерация

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Правовую основу защиты населения от чрезвычайных ситуаций составляют положения Конституции Российской Федерации ( 1993 г .), где закреплено за каждым гражданином право на жизнь, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями, а также вследствие незаконных действий (или бездействия) органов государственной власти или их должностных лиц.

Исходя из этого можно сказать, что без решения задач по использованию превентивных мер в защите от чрезвычайных ситуации природного, техногенного и военного характера и ликвидации негативных последствий (в том числе отдаленных) от их поражающих факторов, практически невозможно обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, реализовать курс ее устойчивого развития.

Ситуация с пожарами 2010 когда на помощь профессиональным спасателям пришли добровольные дружины, была наиболее показательна для осмысления пробелов в законодательстве. Так как, их правовой статус еще не закреплен. Это не смотря на то что еще в начале 2009 года МЧС России выступило с предложением о подготовке закона «О добровольной пожарной охране». Разработанный министерством законопроект устанавливает отношения между обществом и государством, а также гражданами России в вопросе организации добровольных общественных объединений по обеспечению пожарной безопасности и тушению пожаров на территории России. О льготах для добровольных пожарных, финансировании добровольной пожарной дружины и многих других вопросах. Но при этом хотелось бы внести рационализаторскую идею по улучшению квалификации добровольных пожарных, путем привлечения части людей с набора военнослужащих, ни как на данном этапе альтернативная службу. Это бы обеспечило квалифицированных добровольных пожарников и спасателей.

В качестве примера успешного функционирования добровольной пожарной охраны можно привести как отечественный, так и зарубежный опыт. Так, ранее в Советском Союзе добровольными формированиями ликвидировалось до 15% от всех происходящих пожаров. А зарубежный опыт на примере Германии действительно показывает как эффективно может действовать добровольная пожарная охрана [2].

Для примера, в Берлине и ряде других городов часть пожарных охран сформирована по смешанному принципу. «Мы располагаем добровольными пожарными охранами, частично укомплектованными также и профессиональными силами. Такая добровольная пожарная охрана осуществляет защиту от пожаров и оказание технической помощи. На долю профессионалов приходится Служба спасения, а также особые случаи борьбы с огнем и технической помощи. Эти три формы действуют не сами по себе, а в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопомощи» [3].

Одним из предложений по улучшению работы и сокращения денежных средств на зарплаты административного аппарата чиновников в Министерстве чрезвычайных ситуаций и Министерстве Обороны РФ объединить эти два министерства и сделать Министерство чрезвычайных ситуаций службой подчиняющейся Министерству оборону. Так как у них общая направленность деятельности сохранение жизни и здоровья, а так же защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Это позволит рационализировать затраты на содержание двух аппаратов, чья деятельность в мирное время не сильно отличается друг от друга. А так же сократит количество безработных увольняемых из Министерства обороны, привлекая таких высококвалифицированных офицеров для службы в МЧС

Основу законодательства о чрезвычайных ситуациях составляют Федеральные законы: “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О государственном материальном резерве”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, а также целый ряд Указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, положения которых раскрывают тесную связь с нормами различных отраслей права. Данные нормативно-правовые акты позволили существенно повысить эффективность защиты населения от ЧС различного характера, в особенности ее реагирующей компоненты, перевести ее управление с ведомственного на правительственный уровень.

Каждой отрасли права характерно наличие единого нормативно-правового акта. Защиту населения от чрезвычайных ситуаций можно назвать самостоятельной отраслью права. Так как отрасль права состоит из отдельных, взаимосвязанных элементов которые называются элементами права. Важными признаками для выделения отрасли права является наличие у нее специфического метода и предмета правового регулирования. В зависимости от предмета и метода правового регулирования обычно выделяется самостоятельная отрасль права. Например, Право чрезвычайных ситуаций. И специфический предмет и метод присущи данной отрасли права, и исходя из этого оно и выделяется в самостоятельную отрасль права.

Законодательство же в данной сфере очень раздробленно, хотелось бы единого нормативно-правового акта – Кодекса объединившего в себе все основные положения, регулирующие деятельность министерства по чрезвычайным ситуациям Кодекса «О чрезвычайных ситуациях».

Строение кодекса на наш взгляд должно выглядеть следующим образом: Одна глава на наш взгляд первая должна быть посвящена основным понятиям и определениям характерным данной области права. Так же должна быть глава в которой должна быть рассмотрена компетенция данного министерства. Так же в нем должны быть закреплены права и обязанности сотрудников и их семей. Необходимо так же одну из глав посвятить нормативам которых на сегодняшний день существует достаточно.

В Российской Федерации действуют система гражданской обороны (ГО) и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), строительство которых осуществлялось ранее и осуществляется в настоящее время на общих для них принципах комплексности, повсеместности, дифференцированности и всеобщности [4].

Объединение этих систем, а также разработка и принятие соответствующего единого системообразующего нормативно-правового акта, такого как кодекс «О чрезвычайных ситуациях», определяющего правовые основы данной защиты в мирное и военное время, не будет противоречить требованиям Конституции Российской Федерации. Теоретико-правовым обоснованием этого является, во-первых, то, что обеспечение безопасности и защищенности народа (гражданина), общества и государства от ЧС различного характера может быть как предметом исключительного ведения Российской Федерации, так и предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Разграничение предметов ведения в данной сфере может быть установлено в соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации, согласно которой вне пределов полномочий Российской Федерации субъекты Федерации наделяются всей полнотой государственной власти и ответственности для решения возложенных на них задач, в т.ч. в сфере защиты населения от ЧС природного, техногенного и военного характера. Объединение упомянутых систем и создание соответствующих профессиональных мобильных аварийно-спасательных формирований с предоставлением права гражданам проходить в них альтернативную службу помимо всего прочего позволило бы реализовать положение ст. 59 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Гуманитарный характер службы в данных формированиях согласуется с убеждениями и вероисповеданием всех граждан России. Кроме того, это не противоречит требованиям норм международного права и, в частности, ст. 65 (ч. 4) Дополнительного Протокола №1 к Женевским Конвенциям о защите жертв войны, предоставляющего право формировать организации гражданской обороны по военному образцу.

Это также будет соответствовать мировому опыту строительства систем защиты населения от ЧС природного, техногенного и военного характера. Тем более, как показывает анализ, в промышленно развитых странах мира (США, Германии, Франции, Великобритании, Японии и других) подобного деления таких систем у них нет. Их национальные системы имеют задачи мирного и военного времени. Функционирование этих систем обеспечивается хорошо отработанным и развернутым (по вертикали и горизонтали) соответствующим внутригосударственным законодательством, позволяющим осуществлять подготовку органов власти и управления, объектов экономики, сил и средств, населения всех категорий к действиям в различных условиях обстановки, привлекать людские, финансовые и материальные ресурсы. Однако, если говорить о зарубежном опыте, наиболее ценной для нас является не организация реагирования на ЧС или, иными словами, система их ликвидации, — у нас она по многим компонентам превосходит зарубежные, – а система предупреждения каких бы то ни было бедствий. Эффективность этой системы можно видеть на примере стран Европейского Союза, когда своевременное принятие ряда организационно-управленческих и организационно-технических решений позволило в кратчайшие сроки изменить идеологию работы в данной сфере, направить усилия Союза на предотвращение возникновения аварий в промышленности и снизить их число почти в 10 раз [5].

Одним из факторов оказывающих существенное влияние на этот процесс, является то, что относительно небольшие вложения в превентивные меры могут значительно снизить людские потери и материальный ущерб. По данным Всемирной метеорологической организации (ВМО), затраты на проведение мероприятий по предупреждению ЧС и повышению готовности соответствующих сил и средств будут до 15 раз меньше получаемого при этом эффекта от снижения ущерба [6]. Эти расчеты подтверждаются практикой. По оценкам американских специалистов, 1 доллар затрат на возведение сейсмостойких зданий и укрепление непрочных сооружений в Калифорнии после произошедшего там в 1989 г . землетрясения дал более 6 долларов экономии. По подсчетам наших специалистов, 1 рубль затрат на подобные мероприятия в СССР сберегал от 10 до 15 рублей [7].

Реализация намеченного позволит устранить пробелы и коллизии в нормативно-правовом обеспечении защиты населения от ЧС различного характера. Что позволит создать в России эффективную систему их предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Список использованных источников:

1.       Интервью начальника правового управления МЧС РФ «Нормативно-правовое обеспечение деятельности МЧС России: состояние и перспективы» от 20 октября 2010 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/interviews/detail.php?ID=56868

2.       Шпаков Ю. Страна добровольных брандмейстеров-2: информационно-аналитический дайджест о странах и иностранцах / Ю. Шпаков. – Режим доступа   http://www.inostran.net/article.php?new=1&idart=10082015

3.       Федеральные законы: “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 21 декабря 1994 г . №68 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994.

4.       Фалеев М.И. Новые направления государственной политики в борьбе с бедствиями и катастрофами / М.И. Фалеев // Материалы Международного форума “Партнерство во имя жизни – снижение риска чрезвычайных ситуаций, смягчение последствий аварий и катастроф”.

5.       World Meteorological Organization. A Decade Against Natural Disasters. – Geneva , 1994. –№799.   

6.       Порфирьев Б.Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики / Б.Н. Порфирьев // Итоги науки и техники. Серия: «Проблемы безопасности: чрезвычайные ситуации». – М., 1991. – С. 61.