VII Научно-практическая конференция "Спецпроект: анализ научных исследований" (14-15 июня 2012г.)

Стадник Ю.А.

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Российская Федерация

ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СЕМЕЙСКИХ О БОЛЕЗНЯХ

 

Семейскими называют русских старообрядцев, проживающих в Забайкалье. Как и другие старообрядцы, семейские хорошо сохранили народные традиции, в том числе и народную медицину.

Представления семейских о болезнях, можно сказать, не изучены. В данном исследовании проведено изучение представлений семейских о симптомах и причинности заболеваний.

Этнологическое описание традиционных представлений о болезнях на примере семейских проводилось по таким направлениям как: выявление комплекса заболеваний, излечиваемых магическими способами; изучение народных знаний о признаках и происхождении болезней; сопоставление представлений о болезнях с мифологической теорией мироустройства; сравнение забайкальских материалов с общерусскими и восточно-славянскими.

Данное исследование базируется преимущественно на личных экспедиционных материалах автора: 1) Тарбагатайский и Мухоршибирский районы Бурятии, населённые забайкальскими старообрядцами, семейскими (1993–1999); 2) Курское Посемье, предполагаемая прародина семейских (2001); 3) Зейский район Амурской области, место переселения семейских из Забайкалья (2004).

Забайкальские старообрядцы магическими средствами лечат боли в руках, водянку, грыжу (клин), зубную боль, испуг (переполох), килу, к?лотти (боли в животе), криксы (крикты), наружное кровотечение (порез), огник, порчу, пуп новорожденного, рожу, сглаз, собачью старость (рахит), утин (радикулит), от тоски, от худого, щетинку, ячмень [5; 6; 7; 8; 9]. В прошлом семейские лечили ещё от ночницы [4, с. 123], от лишая, от колотья в боках, от залома [2, с. 82–84], от родимца, от сухой жабы, от укуса змеи, волосец [1, с. 122–125], сучье вымя, хомут [5–7].

На основе полученных от семейских методом опроса сведений о традиционных знаниях симптомов оказалось возможным разделение болезней на две группы: 1) физически явные; 2) материально неощутимые. Хотя какой-либо народной классификации болезней по симптомам в культуре старообрядцев Забайкалья не выявлено.

После описания традиционных знаний о симптомах рассмотрены представления семейских о причинах возникновения болезней. Представления о причинностях заболеваний были выявлены по отдельности. Для этого в качестве методологической основы были использованы исследовательские подходы, разработанные Э.Б. Тайлором [10] и Дж. Дж. Фрэзером [12].

Выявленные представления семейских о причинностях болезней послужили дифференцирующими признаками для распределения заболеваний по группам. В результате оказалось восемь групп болезней: болезни, появляющиеся по вине других людей и их действий; болезни, возникающие по вине самого больного; болезни, причиной которых является нечистая сила; болезни, возникновение которых происходит от представителей мира предков/мёртвых; болезни, происходящие от духов природных явлений; болезни, представления о возникновении которых связаны с животными, преимущественно, с домашними; болезни, возникающие в определённых временных условиях; « если сумлеваешься на кого ».

В представлениях старообрядцев Забайкалья о причинах болезней прослеживаются связи с трёхчленной мифопоэтической структурой мира. Общеизвестно, что при вертикальном членении мира выделяются нижняя, средняя и верхняя части, с которыми идентифицируются основные зоны вселенной – соответственно, подземное царство, земля (мир людей), небесное царство [11]. «Виновники» болезней тоже могут быть показаны в качестве обитателей вертикальной структуры: небожители; представители средней зоны; существа загробного (нижнего) мира.

Сравнение воззрений семейских и русских других областей о причинности болезней позволяет обнаружить отражение истории формирования данной этноконфессиональной группы на изучаемых представлениях [3, с. 211]. В результате сравнения в представлениях о болезнях была выявлена информация, указывающая на ветковский период истории семейских и белорусское влияние на последних, а также на более позднее контактирование с восточно-сибирскими нестарообрядческими группами русских.

Проведённое исследование показало, что традиционные представления о болезнях могут выступать в качестве характерного маркера, подчёркивающего самобытность духовной культуры этноконфессиональной группы.

 

Список использованных источников:

1. Болонев Ф.Ф. О народной медицине и заговорах русского населения Забайкалья / Ф.Ф. Болонев // Генезис и эволюция этнических культур Сибири (сб. науч. тр.). – Новосибирск, 1986. – С. 114–129.

2. Воскобойников В. Приметы и суеверия семейских / В. Воскобойников // Бурятиеведение, 1930. – III–IV (11–12) – С. 81–84.

3. Путилов Б.Н. Теоретические проблемы современной фольклористики. Курс лекций для студентов Музыкально-этнографического отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории (1995–1996 годы) / Б.Н. Путилов; научный ред., автор предисловия и примечаний к тексту канд. искусствоведения А.Ф. Некрылова. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006. – 315 с.

4. Ровинский Н.А. Материалы для этнографии Забайкалья (продолжение) / Н.А. Ровинский // Известия Сибирского отделения Императорского РГО. – Иркутск, 1873. – Том IV. – №3. – С. 112–132.

5. Стадник Ю.А. Вербальный и кинетический компоненты русских заговорных лечебных ритуалов // Вестник Бурятского ун-та. Серия 6: Филология. Вып. 3. – Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. ун-та, 1999. – С. 79–87.

6. Стадник Ю.А. Кинетика заговорных лечебных ритуалов семейских Забайкалья / Ю.А. Стадник // Живая старина. – 2000. – № 1. – С. 30–31.

7. Стадник Ю.А. Кинетика русских лечебных магических ритуалов / Ю.А. Стадник // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Материалы II Международного научного симпозиума «Байкальские встречи». – Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1998. – С. 75–76.

8. Стадник Ю.А. Кинетические элементы лечебно-ритуальной практики семейских Забайкалья / Ю.А. Стадник // Исторические и политические науки. Литература: Сборник трудов молодых ученых Байкальского региона. – Улан-Удэ: Бурят. гос. ун-т, 1999. – С. 123–127.

9. Стадник Ю.А. Сохранение в современной культуре русской традиции лечения заговорами / Ю.А. Стадник // Этнические процессы в глобальном мире: материалы ежегодной междисциплинарной научной конференции, 29 октября 2010. – СПб.: Политехн. ун-т, 2010. – С. 101–103.

10.          Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э.Б. Тайлор. – Смоленск: Русич, 2000. – 624 с. – (Популярная историческая библиотека).

11.          Топоров В.Н. Древо мировое. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / В.Н. Топоров; гл. ред. С.А. Токарев. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1997. – Т. 1. – А-К. – С. 398–406.

12.          Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Дж. Фрэзер. – М.: Издательство АСТ», 1998. – 784 с. – (Классическая философская мысль).