VIII Международная научно-практическая конференция "Наука в информационном пространстве - 2012" (4-5 октября 2012г.)

Котов Ж.В.

Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, м. Днепропетровск, Украина

К истокам современной философии

 

Не выдумывать связи из головы, а

постараться понять действительное движение

и стать сознательным выразителем этого.

 

Карл Маркс

 

Только та философия, которая помогает «понять действительное движение и стать сознательным выразителем этого движения» может претендовать на статус современной философии, на статус философии «действительно заслуживающей этого названия» (Э. Ильенков),

Имеет ли место быть сегодня философия, которая открывает возможность понять, во-первых, «действительное движение общечеловеческой цивилизации к преодолению надвигающейся угрозы самоуничтожения, во-вторых, «действительное движение» восточнославянской цивилизации к самосохранению и к выполнению своей исторической миссии, в-третьих, «действительное движение» личностно развитых индивидов к постижению и реализации истины своего предназначения, истины бытия?

Ответ, к сожалению, приходиться давать скорее отрицательный, чем положительный. В лучшем случае можно говорить о том, что идет стихийно и неосознанно процесс становления современной философии.

Но готовы и способны ли сами представители философской культуры и понять действительное движение становления современной философии, и тем более стать сознательными выразителями этого движения? Осознают ли и понимают ли они необходимость этого или сократовское «я знаю, что ничего не знаю» не для них?

Полагаю, что обращение к проблеме истока современной философии открывает возможность включиться в плодотворную дискуссию по данной проблеме.

Лично я, отправляясь от философской концепции Э. Ильенкова и, в частности, от его работы «К истокам философии», готов отстаивать ту точку зрения, что истоком современной философии является философия К. Маркса. Полагаю, что перед такой же необходимостью радикальной переоценки ценностей, перед которой оказался «грек эпохи Фалеса», в нашу историческую эпоху оказался западноевропеец «эпохи Маркса».

Необходимость рационально разобраться в острейших проблемах, вставших перед обществом во времена античности в связи с переходом от родоплеменной организации общественной жизни к цивилизации рабов и господ, приводят к возникновению философии. Необходимость рационально разобраться в острейших проблемах, вставших перед обществом в современную историческую эпоху в связи с переходом от цивилизации рабов и господ к цивилизации свободных людей, приводят к возрождению философии «действительно заслуживающей этого названия» – творческой философии марксизма.

Если мы говорим собственно о самой философии Маркса, то ее статус – это статус не современной философии («философия в каждую историческую эпоху призвана менять свою форму»), а статус истока современной философии.

С моей точки зрения современной является та философия, что отвечает на запросы сегодняшнего дня, отправляясь как от своих истоков именно от философии Маркса. Великолепной иллюстрацией данной точки зрения для своего исторического времени является философия Эвальда Васильевича Ильенкова. Поэтому у истоков современной философии мы видим не только философию К.Маркса и В. Ленина, но и философию Э. Ильенкова, философию всех тех грамотных марксистов, которых удалось и сохранять и развивать творческий потенциал подлинной философии.

Поставим такой вопрос, каким требования должны отвечать философские направления для того, чтобы соответствовать статусу современной философии? Каковы те философские направления, которые могли бы претендовать на статус современной философии?

1. Быть максимально далекими от религиозно-мифологического сознания.

Ибо современные философские направления, возникая исторически из недр религиозно-мифологического сознания в условиях необходимости радикальной переоценки устаревших общественных ценностей, по ходу выполнения данной задачи и утраты своей критической функции фактически возвращаются в лоно мифологии с тем, чтобы в новых исторических условиях возродиться как феникс из пепла.

2. Быть ориентированы на теоретическое осмысление действительности, на поиск истины.

3. Выполнять функцию критики устаревших общественных отношений и прояснения для общества его самосознания и самопознания, служить инструментом утверждения правды нового мира против правды старого мира.

«Философия, рождающаяся именно как орган критического отношения к любому высказанному мнению и приговору, с самого начала оказывается вынужденной искать путь к истине через рассмотрение противоречащих друг другу представлений. Демократическая полемика, открытое столкновение мнений, группирующихся всегда вокруг альтернативных полюсов, – вот та атмосфера, в которой только и рождается действительно теоретическое мышление и действительная, заслуживающая этого названия философия»

(Э. Ильенков) [ 1 ] .

Общие принципы подхода к данной проблеме предложены, на наш взгляд, в работе Э.В. Ильенкова «Античная диалектика как форма мысли».

 

Список использованных источников:

1.             Ильенков Э. У истоков философии / Э. Ильенков // Формы общественного сознания. – М., 1986. – С. 338.