VIII Международная научно-практическая конференция "Наука в информационном пространстве - 2012" (4-5 октября 2012г.)

Лахтина Ю.В.

КГБОУ СПО « Бийский педагогический колледж», Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА УРОКАХ «ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКУМОМ»

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

На современном этапе развития общества значительно возросли требования к профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования. Только саморазвивающийся педагог сможет воспитать и сформировать личность. Следовательно, задача преподавателей колледжа – помочь будущему специалисту стать профессионалом, востребованным в новых социально-экономических условиях и способным выполнить свою миссию.

В настоящее время необходимо значительное улучшение эстетического и художественного воспитания студентов. У них необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения, понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Это во многом зависит от педагогов, от их квалификации, умелого руководства студентами.

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом является одним из предметов, подготавливающих будущих воспитателей к осуществлению основной цели музыкального воспитания дошкольников – воспитание культурного слушателя – человека, который умеет разбираться во всем многообразии музыкального искусства.

Воспитатель должен работать в контакте с музыкальным руководителем дошкольного учреждения, активно участвовать в проведении музыкальных занятий, развлечений праздников. Особенно велика его роль в организации условий для детской самостоятельной деятельности. Качество подготовки будущих специалистов дошкольного воспитания к руководству музыкальной деятельности детей определяется следующим: их профессиональной направленностью; объемом анатомо-физиологических, педагогических, психологических знаний; специальной подготовкой в области музыкального искусства, методики руководства музыкальной деятельностью детей; объемом практических умений и навыков.

В процессе изучения курса большое внимание уделяется как теоретическими сведениям, так и обучению студентов практическим умениям в области руководства детскими музыкальными проявлениями.

Важно последовательно, поэтапно начинать формирование у студентов практических умений и навыков. Виды практических работ по темам самые разнообразные – это упражнения на закрепление нового материала, задания по закреплению выученного материала (коллективные и индивидуальные), деловые ситуации и деловые игры, как итог работы по повторению, закреплению, систематизации знаний, умений и навыков по определенной теме.

По темам: «Пение», «Слушание», «Музыкально- ритмические движения », «Игра на детских инструментах» мы предлагаем студентам выполнить практические упражнения по анализу музыкальных произведений.

Такие практические упражнения в дальнейшем помогают студентам выполнить самостоятельную домашнюю работу по составлению разработок поэтапного разучивания песен, музыкальных игр, плясок, упражнений – композиций.

Обычно на первых уроках студенты затрудняются определить характер музыки, средства музыкальной выразительности. Мало используют определений, не могут самостоятельно сформулировать программные требования по обучению детей певческим, музыкально-ритмическим и двигательным навыкам, навыкам восприятия музыки.

В последующей работе студенты довольно свободно анализируют музыкальные произведения для детей. Такие упражнения на уроке занимают небольшое количество времени от 3 до 7 минут. Чаще всего они используются в ходе объяснения материала, при закреплении нового материала, в ходе контроля над усвоением знаний.

Практические задания на уроке занимают большее по продолжительности время – от 20 до 45 минут. Цель таких занятий – закрепить полученные знания, применяя теорию на практике, отработать практические умения в составлении методических разработок, планов, советов для родителей, программ вечеров развлечений; закрепить технические навыки в игре на разных детских инструментах. Кроме того, они помогают педагогу развивать у студентов чувство ритма, музыкальный вкус, формировать культуру слушания. Так, для закрепления темы «Формы работы по слушанию музыки» мы проводим творческую практическую работу в течение 15 – 20 минут. Студентам предлагается составить небольшой план концерта по слушанию музыки в форме рассказа для детей младшего возраста, используя музыкальные аудиозаписи.

В начале работы мы предлагаем студентам прослушать музыкальные произведения, а затем самостоятельно составить сюжетный рассказ для концерта. Творческие работы получаются самые разнообразные по форме и содержанию. Мы рекомендуем провести данный концерт по слушанию музыки в дошкольных учреждениях.

Мы считаем, что на практических занятиях необходимо постоянно устанавливать связь между теорией и практикой. На уроках можно использовать различные самостоятельные задания, которые способствуют завершению изучения теоретического материала и требуют от студентов целого ряда практических умений и навыков. Самостоятельные задания широко используем в работе над разработками фрагментов музыкальных занятий по видам музыкальной деятельности, объединяя для этой работы всю группу или «мини-группы» по 6 студентов, парами, индивидуально. Так, по теме «Пение» студенты учатся составлять фрагмент занятия, объединяясь в «мини-группу», обсуждают методику его проведения, оформляют записи в тетрадях. По теме «Музыкально- ритмические движения » учим составлять варианты проведения игр с пением, хороводных игр с дошкольниками вне занятий, объединяя студентов в пары или проводим в форме игрового метода «Банк педагогических идей».

В процессе обучения игре на детских инструментах большое внимание уделяем практической работе по освоению техники игры на детских инструментах. Со студентами разучиваем несложные ритмические попевки , песенки, пьесы («Андрей-воробей», р.н.м., «Спите куклы», «Гармошка», «Смелый пилот», муз. Е. Тиличеевой, «Полька», ч.н.м., «Ах вы, сени», р.н.м. и мн. др.), произведения для слушания в исполнении взрослыми в оркестре или ансамбле («Латвийская полька», л.н.м.).

Большая часть практических занятий проводится в форме деловой игры. Игровые ситуации отражают работу дошкольных учреждений: лекторий для родителей, конкурсы среди работников дошкольных учреждений, открытые мероприятия, занятия.

На практических занятиях студенты упражняются в выполнении заданий не только по одному, но и парами, небольшими группами. Мы объединяем студентов по-разному: по их желанию, по подгруппам, по дошкольным учреждениям, в которых они проходят педагогическую практику.

В теме «Самостоятельная музыкальная деятельность» студенты упражняются в различных практических заданиях – это разработка рекомендаций по оформлению и оборудованию музыкального уголка, проектирование музыкальных сюжетно-ролевых игр, выполнение творческих заданий.

Таким образом, формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов осуществляется в процессе системного и целенаправленного практико-ориентированного обучения. Использование различных форм обучения положительно влияет на совершенствование профессиональных качеств будущих воспитателей, и тем самым улучшает руководство музыкальной деятельностью детей и способствует повышению эффективности всестороннего развития дошкольников средствами музыкального искусства.