VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

К. э. н. Абсалямова С. Г. * , к. ф. н. Петрова Н. Н. **

* Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Российская Федерация; ** Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

С переходом к рыночным отношениям произошли серьезные изменения в трудовой мотивации, оказались полностью девальвированы прежние трудовые ценности, сам труд потерял свою смыслообразующую функцию, превратившись из основы образа жизни в средство выживания. Сегодня перед российским обществом встала проблема формирования нового трудового сознания, новой трудовой этики. Преодоление кризиса труда невозможно без понимания механизмов формирования трудовой мотивации, т. е. всей совокупности побуждений к трудовой деятельности. Между тем, вопросам мотивации труда на практике не уделяется должного внимания, результаты проводимых социологических исследований зачастую игнорируются, управленческий персонал не испытывает потребность в такого рода знаниях, не используя, тем самым, реальных механизмов, определяющих поведение человека в труде.

При исследовании проблем мотивации труда, на наш взгляд, следует обратить особое внимание на двухмерную теорию трудовой удовлетворенности, предложенную американским психологом Ф. Герцбергом. Согласно ей существует два вида удовлетворенности: самим трудом и условиями («контекстом») и два ряда факторов, вызывающих их: подлинные «мотиваторы труда», то есть условия для самореализации и личностного роста работников, и «гигиенические факторы» (физические условия, оплата труда, отношения подчинения). Благоприятные «гигиенические факторы» по Герцбергу, могут снять неудовлетворенность, но не вызовут активной установки на производительный труд. Поэтому стимулирование труда, не пренебрегая его «гигиеническими» условиями, должно происходить посредством перестройки индивидуального труда в сторону его «обогащения». Последняя включает действия таких «мотиваторов» труда, как выполнение ответственных заданий, удовлетворение трудовыми достижениями, профессиональный рост, повышение престижности труда. Для выяснения состояния трудовой мотивации нами было проведено обследование, в процессе которого респондентам необходимо было проранжировать перечисленные в вопроснике трудовые ценности в соответствии со степенью их важности лично для обследованного. Список предложенных респондентам трудовых ценностей охватывал практически все основные их категории – материальные и духовные, «внутренние» и «внешние», индивидуальные и социальные, характеризующие трудовые блага и трудовые затраты. Данная структура трудовых ценностей была разработана для Всемирного исследования ценностей, осуществленного в нескольких десятках стран мира в 1990-гг., что позволило сравнить трудовые ценности российского населения с трудовыми ценностями жителей других стран.

Как показало обследование, в настоящее время в России, лидирует ценность высокого заработка, которая значительно опережает по частоте упоминаний все остальные аспекты работы.

С другой стороны, ранги активно достижительных ценностей для жителей России значительно ниже, чем в других странах. Так, «возможность чего-либо достичь», и «возможность инициативы» занимают, соответственно, 12 и 15 места, тогда как для респондентов из других стран, соответственно, 6 и 7. В то же время, таким традиционно значимым социалистическим ценностям, как «полезность для общества», «уважаемая работа», «ответственная работа» жители России отвели примерно такие же, как и жители других стран, места – в нижней части списка.

Респонденты, отмечавшие значимость для себя высокого заработка, интересной и надежной работы, в то же время подчеркивали важность удобного времени работы, отсутствия чрезмерного давления и пренебрегали такими трудовыми ценностями, как возможность чего-либо достичь, возможность проявить инициативу. Это свидетельствует о большом разрыве между пассивными ценностями интересной работы и активно-достижительными ценностями. Если интерпретировать указанное соотношение ценностей с точки зрения социально-экономического обмена, то можно заметить, что люди ожидают надежную, интересную и высокооплачиваемую работу в удобное время без желания увеличивать трудовую отдачу. Это является следствием разрушения традиционной социалистической мотивации и отсутствия сколько-нибудь значимых, кроме высокого заработка, побудительных мотивов и стимулов к труду в связи с переходом к рыночным отношениям.

Расположение современного ценностного символа – «высокого заработка» на 1 месте говорит о том, что он приобрел гораздо большую значимость по сравнению с 70-80-ми годами. На это повлияло несколько усиливающих друг друга причин: социалистическая идеология потеряла поддержку большей части общества и перестала быть государственной, снизился жизненный уровень значительной части населения, в то же время сформировались новые потребности и повысился уровень притязаний. Общественное благо, ради которого следовало жертвовать личным благополучием, потеряло свою значимость. Материальное благополучие реабилитировалось в правах, идеологически возродилась категория индивидуального богатства и частной собственности, произошло расширение реального состава благ, которые можно приобрести, имея высокие доходы.

На динамике трудовой мотивации сказывается сегодня и неверие в возможность позитивных изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Проводимые до сих пор реформы, усиленно рекламируемые в качестве средства повышения эффективности производства, а вместе с ним и уровня жизни населения, большинству честных тружеников ничего не дали. Не обогатили спектр трудовой мотивации и процессы акционирования, произошедшие на большинстве предприятий, когда коллектив, так и не осознав себя собственником, столкнулся с новыми проблемами. Все это не могло не изменить отношение людей к труду, которое подтвердили 60% обследуемых. При этом только у 5,3% отношение к труду изменилось в лучшую сторону.

Основной результат исследования – констатация крайне низкого уровня удовлетворенности работой у большинства обследуемых, который привел к обеднению трудовой мотивации.

В массовом сознании и поведении все резче проявляются следующие характерные черты:

- профессиональная деятельность в общественном производстве перестала быть в центре интересов личности. Все большее число своих потребностей работники пытаются реализовать вне сферы труда;

- упал престиж высокого профессионального мастерства. В результате для значительной части работников потеряли ценность служебное продвижение, возможность чего-либо достичь, возможность инициативы;

- на периферию общественного сознания оказались вытесненными мотивы общественного долга, общественной пользы;

- массовое распространение получили социальная и трудовая пассивность.

Резких отличий в мотивации труда разных социально-демографических и социально-профессиональных групп обследованных не обнаружено. Но все же принадлежность работника к определенной группе сказывается на силе и значимости отдельных трудовых ценностей.

Отмеченное ослабление трудовой мотивации заставляет признать последнюю слабым звеном механизма управления персоналом предприятия, фактором наибольшей неопределенности в экономических прогнозах и искать средства ее повышения во всемерном развитии потребностей работников, которые они могут удовлетворить в процессе трудовой деятельности.

С переходом к постиндустриальной экономике в соотношении времени труда и отдыха стали наблюдаться новые тенденции, которые в скором времени, вероятно, станут доминирующими. Во-первых, трансформируется само представление о труде, который теряет свое главенствующее и структурообразующее положение в жизни человека. Трудовая деятельность все чаще воспринимается как средство поддержания жизненного оптимума. В то же время успешность, самореализация и другие жизненные ценности переносятся в сферу досуговой деятельности. И, во-вторых, происходит реструктуризация свободного времени. Он все больше занимается активной деятельностью, связанной с различными видами самореализации и насыщенной интеллектуальной деятельностью. В данном случае мы имеем дело с явлением, которое условно в западных исследованиях обозначено как «экологический досуг», а само движение к нему – «дауншифтинг».

Как показывают проводимые исследования, основными производителями дауншифтеров являются крупные компании – корпоративная этика требует многого, давая взамен деньги и статус. Вместе с солидными заработками, успешностью и уважением окружающих нередко настигает целый букет заболеваний – результат «сгорания на работе». Дауншифтинг в таких условиях является, как правило, вынужденным, о нем задумываются лишь, когда карьера разрушает здоровье. Другим основанием для изменения трудовых ценностей является стремление минимизировать юридические риски, ответственность за бизнес. И, наконец, желание проводить больше времени с семьей и детьми или посвящать себя любимому делу также приводит людей к идее прекратить свой карьерный рост.

Специалисты по кадровому менеджменту очень неоднозначно относятся к данному явлению. Считается, что к дауншифтингу больше остальных пред­рас­положены те, кто неправильно выбрал профессию или со временем понял, что занимается не своим делом. Но руководство компаний, все чаще сталкиваясь с данным явлением, понимает, что от застраховаться от потери ценных сотрудников, решивших вдруг оставить успешную карьеру невозможно.

Конечно, о дауншифтинге как социальном явлении в России говорить пока еще рано. Но, видя, как быстро распространяется данное явление в развитых странах, можно быть уверенным в том, что в ближайшем будущем оно не обойдет и Россию.