VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Бушуева М.А.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Российская Федерация

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Взаимодействие государства и частных компаний для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю. Особенно интенсивное развитие государственно-частных партнерств (ГЧП) в мире, в том числе, и в ЕС, получило в последние два десятилетия, и важность данного вида партнерства растет с каждым годом.

По количеству соглашений ГЧП бесспорным лидером является Великобритания, на экономику которой по итогам 2010 года приходится 44 сделки из 112 проектов в ГЧП в целом по ЕС. С 1990 по 2009 годы доля Великобритании в общеевропейском количестве проектов в ГЧП составила 67 , 1%, а по их стоимости – 52 , 5%. Следующие результаты по численности и стоимости соглашений ГЧП в общем объеме ЕС за аналогичный период продемонстрировала Испания – 10 , 1% и 11 , 4%, соответственно. На третьей позиции Франция – 5 , 4% и 5 , 3%. Если же говорить о показателях 2010 года, то во Франции было реализовано 19 проектов в рамках ГЧП [1].

В Великобритании концепция «Государственно-частного партнёрства» реализуется на практике преимущественно в форме «Частной финансовой инициативы» (ЧФИ) ( The Private Finance Initiative – PFI) [2].

Россия пошла по традиционному для Европы пути – у нас активно развивается ГЧП в транспорте, а также в сфере ЖКХ, в строительстве, но пока практически нет проектов в образовательной сфере или здравоохранении. Это – именно те направления, которые в России следует развивать [1].

Наиболее традиционные инструменты ГЧП в Российской Федерации – концессии и особые экономические зоны – успешно внедрялись в российскую экономику на протяжении последних пяти лет. Но, в то же время, и государство, и бизнес все чаще обращали внимание на иные формы ГЧП, активно используемые на развитых рынках Европы, попутно оптимизируя необходимое соответствующее правовое поле. На настоящий момент уже в 34 субъектах РФ действуют законы о ГЧП (в том числе и в Томской области – закон Томской области от 4 декабря 2008 г . № 240-ОЗ «О государственно-частном партнерстве в Томской области») , а более чем в 20 идет работа по их принятию.

Уже вполне четко прослеживаются ориентиры России на расширение отраслевой диверсификации проектов ГЧП. Европейский опыт показывает, что максимальное количество соглашений в сфере ГЧП в настоящее время реализуется в сфере образования (34%), транспорта (21%) и здравоохранения (17%). При рассмотрении информации по СФО и ЦФО становится ясно, что из данных трех сегментов в рамках ГЧП в России по-прежнему доминирует транспортная сфера, а проекты, связанные со здравоохранением, лишь набирают обороты [1].

У проектов ГЧП есть еще одно важное преимущество – публичность, открытость и прозрачность сделок. Вероятно, именно эта особенность повлияла в свое время на принятие решения о внедрении форм ГЧП в Российской Федерации. Минимизация рисков, связанных с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств, – это то самое преимущество, которое получает государство от партнерства с частным бизнесом в формате ГЧП. Насколько эффективным окажется это сотрудничество, покажет время.

Список использованных источников:

1. Развитие государственно-частного партнерства в странах ЕС и России [Электронный ресурс] // Инициативы XXI века : интернет-журнал. – Режим доступа: http://www.ini21.ru

2. О системе государственно-частного партнерства в Великобритании [Электронный ресурс] // Государственно-частное партнерство в России: интернет-портал. – Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru

3. Бицоти Б. Б. Государственно-частное партнерство: перспектива и ретроспектива [Электронный ресурс] / Б. Б. Бицоти // Бюджет: интернет-журнал. – Режим доступа: http:// www. bujet.ru