VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

К. ю. н. Скворцова Т. А.

Ростовский государственный экономический университет, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др.

Категория «предпринимательство» имеет большое практическое значение. Она широко используется в действующем законодательстве, в связи с чем, отношения в сфере предпринимательской деятельности являются важным объектом правового регулирования.

С другой стороны, субъекты предпринимательской деятельности вправе издавать локальные нормативные акты, регулирующие корпоративные отношения, внутренние вопросы деятельности организации.

Здесь следует оговориться, что с 1 марта 2013 года корпоративные отношения отнесены к предмету регулирования гражданского законодательства, при этом статья 2 Гражданского кодекса РФ [2] (далее – ГК РФ) определяет корпоративные отношения как «отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими».

Право на занятие предпринимательской деятельностью – конституционное право лица, закрепленное в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ [1]. Рассматривая вопрос о реализации этого права, Конституционный Суд РФ указал, что граждане вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять ее в индивидуальном порядке либо путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе; путем размещения принадлежащих ему денежных средств на банковских счетах и банковских вкладах [4].

Легальное определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в п.1 ст.2 ГК РФ. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

На недостатки законодательного определения указывалось многими авторами [5]. Так, по мнению А. Я. Курбатова данное определение является крайне неудачным, в частности потому, что не позволяет разграничить активную экономическую деятельность (например, по производству и реализации товаров, работ, услуг) и пассивную (например, по размещению денежных средств в кредитные организации, по передаче имущества в аренду и т. п.). Данные виды деятельности требуют установления разных режимов их правового регулирования. К тому же, можно говорить о том, что такой подход противоречит положениям, в частности пункту 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, которая рассматривает экономическую деятельность как более широкую по отношению к предпринимательской. Хотя вполне возможно, что в случаях, прямо предусмотренных законом, к пассивной экономической деятельности могут применяться правила о предпринимательской деятельности [6].

Предпринимательская деятельность неоднородна и может быть классифицирована по различным основаниям: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников (учредителей) и др. Вопросу о классификации предпринимательской деятельности еще не уделено должное внимание. Вместе с тем он имеет большое практическое значение [7].

С точки зрения формы различают коллективное и индивидуальное предпринимательство. Коллективное предпринимательство осуществляется организациями со статусом юридического лица и без такого статуса. Индивидуальная форма предпринимательства есть предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица (ст.23 ГК РФ).

Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности обусловлен большим количеством факторов экономического, производственно-технического и юридического порядка. В процессе осуществления такого выбора различные основания должны анализироваться в совокупности.

Так, среди отличий порядка осуществления предпринимательской деятельности в статусе индивидуального предпринимателя от порядка осуществления предпринимательской деятельности с использованием конструкции коммерческой организации, авторами выделяются следующие [9]:

1 . При регистрации юридического лица учредители оплачивают доли в уставном капитале юридического лица. Имущество юридического лица с этого момента учитывается отдельно от имущества учредителей. Предположим, что организация понесла убытки и кредиторы требуют возврата долгов. Юридическое лицо отвечает перед кредиторами всем принадлежащим ему имуществом, то есть основными средствами, ценными бумагами, товарами, готовой продукцией и т.д. Учредители (участники) при этом по общему правилу, не несут ответственности по обязательствам юридического лица своим личным имуществом, так как организация отвечает по долгам только своим обособленным имуществом (ст. 48 ГК РФ). Исключением является установление законом и/или учредительными документами субсидиарной ответственности учредителей по обязательствам юридического лица.

В отличие от этого индивидуальный предприниматель в силу положений ст.23 ГК РФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

2 . При осуществлении государственной регистрации индивидуальный предприниматель не может по своему выбору арендовать офис в любом месте и зарегистрироваться в налоговой инспекции по месту его нахождения, поскольку законодательством установлено императивное предписание государственной регистрации индивидуальных предпринимателей по месту жительства на территории Российской Федерации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3 . Индивидуальные предприниматели могут заниматься не всеми видами предпринимательской деятельности, которые могут осуществлять юридические лица. Так, индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять банковскую деятельность, деятельность страховщиков, некоторые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и др.

Итак, действующий ГК РФ относит к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, граждан – индивидуальных предпринимателей (ст. 23 ГК РФ) и коммерческие организации (ч. 1 ст. 50 ГК РФ). Формы коммерческих организаций ГК названы исчерпывающе. Это хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Анализ норм ГК РФ дает основания для вывода о том, что круг субъектов предпринимательской деятельности не совпадает с указанным перечнем юридических лиц – коммерческих организаций. В абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ установлено право некоммерческих организаций «осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Полученная некоммерческой организацией прибыль не распределяется между участниками некоммерческих организаций (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Исключение составляет правило ч. 5 ст. 116 ГК РФ: «Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами».

Практика свидетельствует об активной предпринимательской деятельности множества некоммерческих организаций, которые систематически осуществляют деятельность, направленную на извлечение прибыли. Во-первых, такая деятельность позволяет им существовать и осуществлять деятельность, определенную учредительными документами некоммерческой организации. Во-вторых, как правило, прибыль, полученная некоммерческими организациями, становится источником повышения заработной платы, премий, доплат и т.п. как работникам, так и участникам этих организаций. Конечно, это нельзя расценивать как «распределение прибыли между участниками некоммерческих организаций», однако отступления от использования прибыли исключительно для достижения целей, ради которых создана некоммерческая организация, в такой ситуации несомненны [8].

Следует, правда, оговориться, что ряд некоммерческих организаций не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность даже с указанными ограничениями в силу прямого указания закона. Так, ст. 121 ГК РФ устанавливает, что «если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе».

Таким образом, предпринимательская деятельность может осуществляться в организационных формах юридических лиц, являющихся как коммерческими, так и некоммерческими организациями (за изъятиями, установленными законом) (рис. 1).

Особо следует остановиться на сущности такой организационной формы осуществления предпринимательства как крестьянское (фермерское) хозяйство.

В настоящее время крестьянское (фермерское) хозяйство может осуществлять предпринимательскую деятельность как без образования юридического лица, так и в форме юридического лица.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 23 ГК РФ «Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя».

Рис. 1. Организационные формы юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Статья 86.1 ГК РФ устанавливает, что «граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство».

Возможность существования юридических лиц – крестьянских (фермерских) хозяйств была предусмотрена ранее действовавшим Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Но принятый вместо него Федеральный закон от 11 июня 2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [3] указывал на возможность существования крестьянских (фермерских) хозяйств только без образования юридического лица. В настоящее время с момента введения в действие Федерального закона от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ ГК РФ опять вводит в предпринимательский оборот такую разновидность юридического лица как фермерское хозяйство.

Здесь следует акцентировать внимание на следующее. Как указывалось выше, ст. 50 ГК РФ предусматривает возможность создания коммерческих организаций в форме хозяйственных товариществ и обществ. Положения о юридическом лице – крестьянском (фермерском) хозяйстве содержатся в § 2. «Хозяйственные товарищества и общества», наряду с полными товариществами, товариществами на вере, обществами с ограниченной и с дополнительной ответственностью и акционерными обществами. Вместе с тем, как разновидность коммерческих организаций крестьянские (фермерские) хозяйства имеют значительную специфику и не могут быть однозначно отнесены к числу хозяйственных товариществ, являющихся по своей юридической природе объединениями лиц, либо к числу хозяйственных обществ, являющихся объединениями капиталов. Кроме того, п. 2 ст. 66 ГК РФ устанавливает: «Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества)», а п. 3 той же статьи предусматривает: «Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью».

Таким образом, место крестьянских (фермерских) хозяйств в системе организационно-правовых форм коммерческих организаций не определено однозначно. Полагаем, в целях упорядоченности предпринимательского оборота следует такое место четко определить. Связи с этим представляется необходимым изложить п. 2 ст. 50 в следующей редакции:

«2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий».

При этом п. 3.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство» параграфа 2 главы 4 ГК РФ следует разместить не в составе параграфа 2 «Хозяйственные товарищества и общества», а выделить отдельно в качестве особого параграфа 3.1. главы 4 ГК РФ.

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. –1993. – 25 дек.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации ( Ч. 1 ) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Российская газета. – 2003. – 17 июня. – № 115.

4. Постановления Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П и от 14 мая 2003 г. № 8-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 ФЗ «О судебных приставах» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки / М. Моисеев // Хозяйство и право. – 1997. – № 3. – С. 72–80.

6. Курбатов А. Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности / А. Я. Курбатов. – М.: ЮрИнфоР, 2001. – 212 с.

7. Белых В. С. Отношения в сфере предпринимательства как предмет предпринимательского права / В. С. Белых; под общ. ред. В. Ф. Попондопуло, О. Ю. Скворцов // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права : с б. науч. статей. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – Вып. 5. – 432 с.

8. Грось Л. А. К вопросу о соотношении понятий: юридические лица, коммерческие организации, субъекты предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты / Л. А. Грось // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. – 2004. – № 3. – С. 83–91.

9. Настольная книга индивидуального предпринимателя. Полное практическое руководство / под ред. А. В. Касьянова. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012. – 460 с.