IX Международная научно-практическая Интернет-конференция «НАУКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» (10–11 октября 2013 г.)

Шаломова А. В.

ФГБОУ ВПО Уральская государственная архитектурно-художественная академия, Российская Федерация

ИНФОГРАФИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ СРЕЗЕ АНАТОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Принято считать, что понятие « инфографика » появилось сравнительно недавно, а именно в 1982 году, когда издатели газеты USA Today запустили проект сочетания графики и текста на своих страницах [7]. Однако исходя из определения (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение; и др .- греч. γραφικός – письменный, от γράφω – пишу), любое визуальное представление информации можно назвать инфографикой , а значит любое сочетание текста и графики, созданное с целью изложения, объяснения читателю (пользователю) той или иной информации можно отнести к этому понятию.

В таком случае не только визуализацию технических характеристик устройств, соотношений различных факторов, социологические диаграммы и графики, алгоритмы работы различных систем и предметов можно отнести к инфографике , но и анатомические зарисовки художников, иллюстраторов, дизайнеров, созданные с целью изучения работы человеческого организма. С самых ранних исторических периодов создавались целые альбомы, труды, трактаты, в которых излагались открытия и последние знания о человеческом теле. Целью изучения могло быть лечение каких-либо недугов, стремление к сохранению вечной молодости или желание идеально рисовать человеческое тело. Как правило, подобные цели ставили перед собой избранные верхушки общества – жрецы, императоры (в древнем мире), учёные, врачи, художники. Цели были разными, а итог один – создание иллюстрации, насыщенной информацией о строении и работе человеческого организма.

Цель данного исследования – выявить закономерности создания иллюстративного материала, насыщенного информацией, на протяжении нескольких веков, проанализировать его относительно критериев современной инфографики , определить, можно ли отнести этот материал к разделу инфографики , и проследить применение опыта великих мастеров для повышения качества восприятия и точности в передаче знаний с целью создания новых интерактивных образцов. В начале исследования автором выдвигается гипотеза, что весь иллюстративный материал по изучению анатомии человека можно назвать инфографикой . Для подтверждения гипотезы и достижения цели был проведён краткий исторический обзор самых крупных и значительных трудов по изучению анатомии человека.

Итак, рассмотрим некоторые примеры инфографики в исторической последовательности, начиная с зарисовок Древнего мира, далее Средневековья, Эпохи Возрождения и завершим обзор иллюстрациями современных авторов, чтобы определить, присущи ли этим изображениям те качества и свойства, которыми обладает современная инфографика , соответствуют ли они критериям, присущим современной инфографике , чтобы по праву называться ею.

В отличие от современных технологий иллюстрирования, в книгах Средних веков и Древнего мира выполнялись в основном статичные схемы, подробные зарисовки и иллюстрации, по возможности наиболее правдиво передающие информацию об изображаемых объектах. Поэтому критерий интерактивности (в современном понимании) к данным примерам не применим.

Качество и точность передачи информации в иллюстративном материале связана не только со способностями художника, но и с общим уровнем знаний, который был в конкретное время. Как правило, художник был одновременно учёным (врачом, исследователем). Поэтому оценка точности при передаче информации оценивается производится соответственно конкретному периоду развития науки.

Древний мир и Средние века

Впервые можно встретить упоминания о строении человеческого тела в Древнем Египте. В XXVII веке до н.э. египетский врач Имхотеп описал некоторые органы и их функции, в частности головной мозг, деятельность сердца, распространение крови по сосудам. В древнекитайской книге « Нейцзин » (XI–VIIвв. до н.э.) упоминаются сердце , печень, лёгкие и другие органы тела человека. В индийской книге « Аюрведа » («Знание жизни», IX–IIIвв. до н.э.) содержится большой объём анатомических данных о мышцах, нервах, типах телосложения и темперамента, головном и спинном мозге.

«Большое влияние на развитие анатомии человека оказали учёные Древней Греции. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского , владевшего прекрасной техникой препарирования. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель, Герофил » [4, с. 352]. Исходя из своих представлений об организме, учёные выполняли зарисовки и даже коллажи (см. рис. 1). На них были изображены люди в полный рост на нескольких слоях бумаги. Каждый слой – отдельная система (скелет, мышцы, органы пищеварения и т.д.), которая является страницей своеобразной « человекокнижечки » с откидными частями и разворачивающимися деталями. Как будто у каждого читателя появляется возможность заглянуть внутрь человека или даже побыть в роли хирурга.

Рис. 1. Раскладывающаяся древнекитайская книга в виде коллажа «Девять внутренних органов и кости» Минамата Цюань Шинкичиро , время неизвестно. (Источник: [http://www.wul.waseda.ac.jp/kotenseki/html/bunko08/bunko08_c0461/index.html]

В данном образце присутствуют графические объекты, напрямую связанные с представляемой информацией (послойное изображение человеческого тела, различные системы – кровеносная, нервная, скелет, органы пищеварения). Информационная нагрузка изображения очевидна – представлено упрощённое понимание всех систем. Книга создана с целью закрепления и передачи знаний. Выразительные средства графики достаточно примитивны: отсутствует цвет, упрощены и искажены пропорции, нет пояснительных отметок и наблюдений. Тема представлена недостаточно внятно и осмысленно, поскольку медицина как наука была на первых стадиях своего развития.

В эпоху Средневековья в анатомии человека не было сделано существенных открытий. В этот период были запрещены вскрытия и изготовление скелетов.

Рис. 2–3. Зарисовки анатомических фигур в типичных для Средневековья (13 век) позах, демонстрирующие ограниченное знание о мышечной системе (рис. 2)

и о системе кровообращения (рис. 3).

( Источник : [ Medicine: an illustrated history. Reprint. Originally published:

New York : Abrams, 1978, P. 400–401 ])

Графические объекты ( см . рис. 2–3) отдалённо напоминают строение человеческого тела, изображены нарочито карикатурно, однако за счёт этого в иллюстрации присутствует образность и метафора (которую, в свою очередь, можно назвать врагом точности передачи информации). Информационная нагрузка даёт ложное представление о системах организма человека, текст на заднем плане является скорее выразительным средством, нежели научными данными, дополняющими графику. Представление информации нельзя назвать красочным, скорее декоративным, и здесь скрыта попытка отвлечь внимание читателя от изучаемой темы.

Рис. 4–5. Две Анатомические модели 15-го века со съемной крышкой

грудной клетки и живота .

Некоторые религиозные ограничения на вскрытии были сняты в 15 веке , что привело

к более широкому изучению анатомии, использованию таких моделей в качестве дополнительных учебных пособий . Ц ифрами указаны сердце и лёгкие. На женской модели показан ребенок в матке , на мужской – органы пищеварения.

(Источник: [ http :// www . sciencemuseum . org . uk / images / I 018/10284103. aspx ])

Эпоха Возрождения

Анатомы эпохи Возрождения первыми после античных врачевателей предприняли попытки изучить строение человека ( см . рис. 4–5) и происходящие в нём процессы, а также положили начало научной медицине и анатомии. Они добились разрешения на проведение вскрытий, были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Основоположниками научной анатомии являются Леонардо да Винчи, Андрей Везалий и Уильям Гарвей.

Значительный вклад в изучение анатомии человека внёс Леонардо да Винчи (1452–1519), благодаря новому системному подходу (научное исследование, эксперименты, изучение строения тела человека эмпирическим путём), он сделал множество открытий и добился больших успехов в изучении строения тела человека. Заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлёкся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо да Винчи первым правильно изобразил различные органы человеческого тела, внёс крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии [5, с. 324].

Леонардо предложил, взяв за образец Космографию Птоломея , составить «анатомический атлас» из различных зарисовок, фиксирующих его опыты над мёртвыми телами, дабы создать полезный и удобный инструмент для непосредственной анатомической практики [1, с. 114].

Первые серьёзные анатомические исследования Леонардо относятся к 1487–1493 годам. Это было изучение черепа (предельно точно отражённое в рисунках и даже чертежах, см . рис. 6), с помощью которых Леонардо надеялся обнаружить «место единения» всех чувств или «общий смысл», считавшийся, кроме прочего, местом обитания души. Художник даже активно исследовал и природу, основываясь на наблюдении её феноменов, высвободившем в нём интерес к механизму функционирования глаза как инструмента зрения. Уже в начале 1490-х годов, следуя указаниям античных авторов, Леонардо рисует глазные яблоки и зрительные нервы, соединяющие их с мозгом. В начале XVI века он даже посвящает себя изучению связи глаза и мозга, но уже более независимо, зарисовывая вначале хиазму, то есть место соединения зрительных нервов ( см . рис. 6–7).

Впоследствии Леонардо проводит исследования различных отделов мозга (не человеческого, а бычьего), пользуясь искусной скульптурной техникой впрыскивания в череп расплавленного воска. Данный метод обеспечивал ясную картину анатомического строения этой части тела [1, с. 116].

Помимо изучения глаза и мозга «Леонардо проявлял интерес к остеологии (изучению костей) и к изучению мышц с целью научиться изображать их в движении» [3, с. 527]. Однако в этих исследованиях он скорее стремился достичь анатомической достоверности, нежели чистоты рисунка.

Рис. 6. Леонардо да Винчи

«Вид черепа сбоку». Около 1489 г .

(Источник: [Королевская библиотека, Виндзор 9 RL 19057 r , K / P 43 r )])

Рис. 7. Леонардо да Винчи «Желудочки мозга, глазные яблоки, зрительные и мозговые нервы». (Оборот так называемого Веймарского листа, оттуда же)

Зарисовки Леонардо да Винчи можно по праву отнести к инфографическим , поскольку в них графические объекты напрямую связаны с представляемой информацией и являются визуальным выражением последних достижений в изучении анатомии того времени. Информационная нагрузка, безусловно, является полезной для дальнейшего изучения и для передачи знаний, данные подтверждены экспериментальным путём. Представление информации выполнено на высоком графическом уровне, благодаря точности, конкретике, подробной детализации изучаемых объектов.

Андрей Везалий (1514–1564) использовал объективный метод наблюдения при описании строения человеческого тела. Вскрывая трупы, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200). Так начался аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, которые изложил в обширном и богато иллюстрированном труде «О строении человеческого тела» (« De humani corporis fabrica », 1543). Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой– сопротивление анатомов, старавшихся сохранить авторитет Галена [2]. Иллюстрации в ней обладают высокими художественными достоинствами ( см . рис. 8–9), и современные ученые считают, что они были созданы в мастерской Тициана. Графические объекты труда Везалия непосредственно связаны с изучаемым материалом, информационная нагрузка представлена с помощью выносных линий, сквозной нумерации, данные представлены в виде тематических разделов и компактно организованы. Иллюстрации соответствуют всем критериям современной инфографики , за исключением цвета.

Рис. 8–9. Андрей Везалий Иллюстрация из книги «О строении человеческого тела, в семи книгах» (стр. 505 и 372) , 1555 г .

(Источник: [ http :// commons . wikimedia . org / wiki / Category : De _ humani _ corporis _ fabrica ])

Новое время

На протяжении XVII–XVIIIвв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, сравнительная и топографическая анатомия, антропология [4, с. 511].

Говерт Бидлоо (1649 1713) – голландский врач Золотого века, анатом, в 1685 году он опубликовал анатомический атлас «Анатомия человеческого тела» (« Ontleding de menschelyken lichaams », голл.). Атлас был проиллюстрирован 105 гравюрами, показывающими человеческую фигуру, расчлененные трупы, разрезы и подробные части тела. По своей стилистике работы Говерта Бидлоо похоже на зарисовки Везалия: монохромные растяжки, тонкие штрихи, аккуратные подписи и анатомическая точность. Однако Бидлоо пошёл немного дальше в своей работе, и выполнил зарисовки расчленённых трупов ( см . рис. 10), благодаря чему появилась возможность рассмотреть во всех деталях человеческий плод, непосредственно расположенный в матке, а также изящные линии мышц (см. рис. 11) с отсоединёнными слоями кожи на теле. Названия мышц проставлены цифрами и вынесены на другой разворот анатомического атласа. Подобный подход был ранее у Леонардо да Винчи, только он выполнял зарисовки младенца в матке, но отдельно от фигуры женщины. В работах Говерта мы можем увидеть пропорциональное соотношение плода и тела женщины ( см . рис. 10). В связи с аналогией работ Леонардо да Винчи, Везалия, критерии оценки иллюстраций применимы таким же образом, что подтверждает присутствие инфографических характеристик в данных работах.

Рис. 10. Говерт Бидлоо

«Ребёнок в матке», 16491713 гг.

(Источник: [ http :// scientificillustration . tumblr . com /])

Рис. 11. Говерт Бидлоо

«Мышцы человека», 16491713 гг.

(Источник: [ http :// scientificillustration . tumblr . com /])

Пример нетрадиционного представления информации об анатомии человеческого тела – старинные раскладные медицинские книги , или «раскладушки», как их называют сами учёные [8]. Это очень сложный в техническом плане жанр печатных текстов и иллюстраций ( см . рис. 12–13), известные как анатомические раскладные книжки. Благодаря этим раскладывающимся и подвижным листкам в публикациях у читателей возникает впечатление участия в процессах, имитирующих акт человеческого рассечения. Развитие этого жанра книги прослеживается с начала XVI века, встречаются красочные экземпляры «золотого века», а также трансформировавшиеся в современные книжные издания для обучения детей азам анатомии. Для восприятия этот жанр очень удобен, так как все элементы взаимодействия различных систем в организме человека представляются очень наглядно, точно и понятно. Стремление к послойному изображению систем человека привело к образованию современных трёхмерных анатомических атласов.

Рис. 12–13. Старинные раскладные медицинские книги ( XVI – XIX вв.)

(Источник: [scienceblogs.com])

Жюль Жермен Клоке (1790–1883) – французский врач, основной труд –п особие «Анатомия человека» (фр. «Anatomie de l’homme» , 1821–1831), фундаментальное издание с почти 1300 иллюстрациями (см. рис. 14–15), большинство из которых сделал сам Клоке. Он реформировал преподавание теоретической хирургии, построив его в значительной степени на демонстрации рисунков и препаратов [9].

В данных анатомических зарисовках уже проглядываются стилистические особенности современной передачи информации графическими способами. Однако до сих пор отсутствуют выносные линии и подписи, что усложняет процесс восприятия информации. Цветом выделены исследуемые области (в данном случае кровеносные сосуды и артерии), разрез показан довольно чётко, но всё равно присутствуют ненужные элементы (например, отогнутая в области подбородка кожа), иллюстрация не насыщена информацией, не хватает дополнительных разрезов, показывающих структуру костей, жировые прослойки, сечения органов.

Рис. 14–15. Жюль Жермен Клоке (1790–1883)

(Источник: [http://scientificillustration.tumblr.com/tagged/human+anatomy])

Издательство «Урбан и Шварцнберг » в 1900 году выпустило «Анатомический атлас», наполненный иллюстрациями высокого качества ( см . рис. 16). На них грамотно использованыцвета для передачи необходимой информации, понятно и точно показаны сечения иобъемы, помимо этого иллюстрации оснащены подписями, что значительно повышает качество восприятия информации. Иллюстрация в полной мере передаёт все знания об анатомии, учтены все сечения, прорисованы фактуры, уместно выбраны цветовое решение и характер толщины линий. Инфографика выполнена на высоком уровне и соответствует всем критериям современных образцов.

Рис. 16. Рисунок головы и шеи, части пищеварительной системы, исследование миндалин и слюнных желёз,

(Источник: Анатомический атлас издательства «Урбан и Шварцнберг », 1900 г . – с. 409 [ http :// www . artlebedev . ru / kovodstvo / sections /151])

Рассмотрим в качестве примера исторической инфографики иллюстрации начала XX века. На рисунке 17 показана зарисовка артерии головы и шеи, выполненные в 1904 году. Точность в передаче анатомических данных очевидна, контрастные цвета, выбранные для изображения артерий, сразу привлекают внимание и останавливают взгляд, показывая, что является главным на изображении. Подписи расположены по контуру человеческого тела, что облегчает изучение материала. На рис. 17–18 текст расположен блоками, но по-прежнему обтекают изображение человеческого тела, внизу находится текст относительно данной темы, придавая дополнительную информационную нагрузку иллюстрации. Ненавязчивое ахроматическое решение основной фигуры изображения, тонкие линии штриха позволяют сконцентрироваться на главных элементах, не отвлекаясь на важные, но не столь существенные детали.

Рис. 17. Артерии головы и шеи 1904 г . (Источник:[scienceblogs.com])

Рис. 18. Периферическая нервная система – спинномозговые нервы.

(Источник: [ scienceblogs.com])

На этом этапе книжная инфографика достигла своего апогея, дальнейшие изображения в научной литературе были интерпретацией уже существующих иллюстраций, менялась лишь техника печати. Схемы оставались прежними, иногда даже уступали по качеству своим предшественникам из-за стремления к их упрощению.

Новые технологии в области медицины повлияли на формирование нетрадиционных видов инфографики . Так, например, послойное сканирование человеческого тела даёт множество точных снимков, которые могут стать основой для изображения разрезов различных органов и систем человеческого тела. В последние десятилетия топографическая анатомия доступна для изучения при помощи метода компьютерной томографии с трёхмерной и мультипланарной ( многопроекционной ) реконструкцией [6].

Знания об анатомии человека носят кумулятивный характер, что необходимо применять и в практических областях, например, при создании проектов в образовательных целях. Так, в качестве примера можно рассмотреть проектную разработку электронного приложения к школьному учебнику по биологии ( см . рис. 19–20), предложенную автором. Говоря об инфографической части, можно отметить точность в подаче информации, влияние стилистики иллюстраций 16–20 вв. (пунктирные выносные линии, выравнивание надписей, стилистика отрисовки объектов), послойное изображение систем человека (отсылка к раскладным книжкам Древнего Китая) и, разумеется, влияние компьютерных технологий (топографическая анатомия, трёхмерное моделирование, интерактивность).

Рис. 19–20. Слайды авторского проекта электронного приложения к школьному учебнику «Биология. Взгляд изнутри»

Итак, проведя краткий обзор насыщенных информацией анатомических иллюстраций, можно сделать вывод, что даже изображение, не имеющее подписей и сносок, уже является инфографикой , поскольку рассказывает нам о строении каких-либо объектов, об их свойствах, принципах работы, таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась . Эти данные собирались эмпирическим путём, как правило, врач посредством наблюдений и вскрытий обретал новые знания, и с помощью собственной выработанной системы изложения информации делал довольно точные зарисовки, сопровождая их пояснениями, научными рассуждениями и открытиями. Спроецировав критерии современной инфографики на иллюстрации разных времён, можно увидеть, что принципы построения и выразительные средства у них схожи, цели создания совпадают. Таким образом, можно сделать вывод, что иллюстрация, содержащая в себе научную информацию, подтверждённую эмпирическим путём (или методом теоретических обоснований) может называться инфографикой .

Список использованных источников:

1. «Леонардо. Жизнь и творчество» / [ Л. Анточча , А. Кастель , М. Чанки и др.]. – Белый город, 2001, на русском языке. Giunti Gruppo Editoriale – Firenze Prima ristampa : giugno 2000. – 143 с.

2. Везалий А. О. строении человеческого тела в семи книгах: В 2-х т. (Серия «Классики науки») / А. О. Везалий; пер. с лат. В. Н. Терновского; послесл . И. П. Павлова. – М; Л.: издательство АН СССР, 1950–1954 гг.

3. Николл Ч. Леонардо да Винчи. Полёт разума / Ч. Николл ; п ер. с англ. Т. Новиковой.– М.: Эксмо , 2006.– 768 с.

4. Привес М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес , Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович .– СПб.: Гиппократ, 2001.– 704 с .

5. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный (1452–1519): Опыт психологической биографии / Г. Сеайль ; п ер. с франц.– М.: КомКнига , 2007.– 344 с .

6. Русская служба канала « BBC » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . bbc . co . uk / russian / multimedia / 2012/05/120524_ v _ digital _ anatomy _ table . shtml

7. Информационный портал о графическом дизайне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www .designdisease.com/

8. Научный блог в сотрудничестве с National Geographic [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . scienceblogs . com / bioephemera /2011/05/18/ fold - out - vintage - medical - books /

9. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Клоке_Жюль_ Жермен .