IX Международная научно-практическая Интернет-конференция «НАУКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» (10–11 октября 2013 г.)

К. ю. н. Иванов А. В.

Университет Управления «ТИСБИ», г. Казань, Российская Федерация

СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ ДОЛЖНО ОТЯГЧАТЬ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Согласно ст. 23 УК РФ лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности [1. с. 24]. Употребление алкоголя, и, тем более, наркотических препаратов, зачастую, влечет за собой неконтролируемую агрессию по отношению к окружающим людям и может подтолкнуть человека к совершению преступлений. Алкоголь, наркотики и прочие вещества, оказывающие одурманивающее воздействие на психику человека, существенно нарушают баланс сил возбуждения и торможения, а, в некоторых случаях, могут повлечь возникновение различных психических аномалий. Экспертами установлено, что опьянение повышает психическую и физическую активность человека, препятствует акцентированию внимания. Человек, находящийся в состоянии опьянения, может чрезмерно переоценивать свои возможности, не реагировать на внешние раздражители, у него понижается реакция, может исчезнуть инстинкт самосохранения. В подобном состоянии растормаживаются инстинкты, проявляются скрытые особенности личности и переживания, контролируемые в трезвом состоянии (ревность, тщеславие и т.п.) [ 2 , с. 44–45]. Следует отличать состояние обычного (физиологического) опьянения, от опьянения патологического. Последнее выражается в непродолжительном болезненном расстройстве психической деятельности субъекта и влечет за собой извращенное восприятие окружающего мира, возникновение галлюцинаций. Уголовный закон и судебная практика рассматривают патологическое опьянение как один из видов невменяемости, и обстоятельства, исключающего уголовную ответственность. Еще дореволюционными юристами высказывались предположения о разграничении двух видов опьянения – обычного и патологического. В отличие от патологического опьянения , при физиологическом отражение человеком окружающей реальности изменяется лишь частично. Физиологическое опьянение оказывает негативное воздействие на психику только на определенный промежуток времени. То есть, хотя пьяный человек хуже контролирует свое поведение, у него сохраняется устойчивый контакт с окружающим миром и все его поступки имеют конкретный мотив.

Взаимосвязь пьянства и преступности (в первую очередь, насильственной) во всех странах выявлена учёными ещё в XIX веке. Многочисленные исследования показали, что не менее 50–60% преступлений совершается в состоянии опьянении. Последствия приема алкоголя являются в одних случаях условием, способствующим совершению преступления, а в других выступают в качестве конкретных обстоятельств противоправного деяния. Если вследствие влияния алкоголя на человеческую психику субъект приобретает решимость и в таком состоянии совершает преступление, а также в том случае, когда преступник сознательно употребляет спиртное, чтобы получить необходимый ему «заряд смелости», можно говорить о значении алкоголя как обстоятельстве, ситуации совершения преступления.

Пьянство и алкоголизм существенно ухудшают криминогенную ситуацию в стране, вследствие чего наши города и деревни становятся небезопасными для граждан. Согласно статистическим исследованиям в Российской Федерации свыше 30% всех уголовно-противоправных деяний совершаются взрослыми в состоянии алкогольного опьянения , а свыше 15% – пьяными несовершеннолетними. При этом, почти 80% (!), так называемых, «бытовых» преступлений происходит в состоянии опьянения. Наибольшую тревогу вызывает тот факт, что в состоянии опьянения совершается: 80% убийств и причинений телесных повреждений; 75% изнасилований и насильственных действий сексуального характера, свыше 70% хулиганств . « Большинство: наиболее тяжких преступлений против жизни и здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности, корыстно-насильственные преступления, также совершаются виновными в нетрезвом состоянии либо в целях добыть средства на приобретения спиртного или других одурманивающих средств. Так, по имеющимся данным, на 100 убийц приходится 55 алкоголиков, на 100 воров – 70 пьяниц» [3, с. 3]. По признанию сотрудников медицинских учреждений и сотрудников правоохранительных органов самыми напряженными рабочими днями для них являются праздники, поскольку в такие дни резко возрастает употребление алкоголя со всеми вытекающими из этого последствиями. Российские наркологи и психиатры заявляют, что около 75% самоубийств происходит именно в состоянии алкогольного опьянения, при чем отнюдь не все самоубийцы являются алкоголиками или пьяницами. В подобных ситуациях нередко причиной суицида выступает опасное сочетание гнетущей депрессии с алкогольным опьянением. Не лучше обстоит дело и с преступлениями, совершенными в состоянии наркотического опьянения. Так, вице-спикер Совета Федерации А. Торшин, являющийся членом Государственного антинаркотического комитета (ГАК), отметил, что каждый пятый осужденный в нашей стране отбывает наказание по статье, связанной с наркотиками. «Сейчас у нас отягчающие обстоятельства идут только по ДТП, а если наркоман влезет в чью-то квартиру, убьет кого-то или вынесет все, что сможет, или вынесет все подчистую, то суд может и не посчитать отягчающим обстоятельством то, что он был в состоянии наркотического опьянения» – заявил сенатор [4].

С другой стороны, закономерно и то, что уменьшение уровня пьянства, алкоголизма и наркомании в стране влечет за собой и снижение уровня преступности. Так, во время введения в дореволюционной России «сухого закона» в 1914 г ., преступность резко сократилась. Российский дореволюционный публицист М. Меньшиков писал о резком сокращении насильственной преступности в это время – на 70 и, даже, на 90(!)%. « Согласно официальным данным, число поступивших для отбывания наказания в Петроградский городской арестантский дом в течение первого полугодия 1915 года равнялось 3817 человек. За то же полугодие 1914 года число поступлений составило 9717, то есть при введении трезвости, уже через год, количество преступлений сократилось более чем в два с половиной раза. Такая же картина наблюдалась и в Москве, в Новгородской, Псковской, Тульской и других областях» [5, с. 32]. Аналогичная ситуация имела место и в середине 80-х, во время действия «горбачевского» сухого (правильнее сказать «полусухого») закона. В ыдающийся российский хирург Ф. Н. Углов писал, что уже к концу 1985 г . производство и потребление алкоголя в СССР снизилось на 25–35%. Это сразу же повлекло уменьшение количества заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, повышение производительности труда, снижение прогулов на предприятиях. «В этой связи вполне закономерно снижение «пьяной преступности»: на 37% аварийности на транспорте, 21–30% насильственных преступлений, умышленных убийств, 13-30% причинения умышленного вреда здоровью и др.» [6, с. 29–37, 60]. Как только «сухой закон» был отменен, преступность, особенно насильственная, сразу же начала расти.

Согласно п. 10 ст. 39 УК РСФСР 1960 г . совершение лицом преступления в состоянии опьянения признавалось обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность. Действующее уголовное законодательство России не содержит такой нормы. Только в ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) состояние опьянения предусмотрено в качестве признака, квалифицирующего деяние. По нашему мнению, необходимо вновь признать состояние опьянения обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность при совершении любого преступления. Поскольку, как уже отмечалось выше, лица, употреблявшие алкоголь или наркотические средства, теряют самоконтроль, и потенциально готовы к совершению противоправных действий. При этом зачастую, именно такие лица совершают наиболее жестокие и абсурдные преступления, которые поражают своей бессмысленностью. Часто протрезвевший преступник ни себе самому, ни следствию даже не может объяснить причины и мотивы, подтолкнувшие его к совершению преступления. Уголовная ответственность для таких лиц должна быть более строгой, чем для обычных преступников.

На основании изложенного, мы предлагаем дополнить ст. 63 УК РФ (обстоятельства, отягчающие наказание) следующим пунктом:

«совершение преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения».

 

Список использованных источников:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Рид Групп, 2010. – 160 с.

2. Иванов Н. Г. Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения / Н. Г. Иванов // Законность. – 1998. – № 3. – С. 44–45.

3. Мальцев С. И. Уголовно-правовые проблемы борьбы с пьянством преступностью: автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. юр. наук.: спец. 12.00.08 – Уголовное право и криминология / С. И. Мальцев; науч. рук. В. И. Серегин. – Курск, 2000. – 26 с.

4. Электронный ресурс. – Режим доступа: http:// www .news.mail.ru/politics/9366158/

5. Углов Ф. Г. В плену иллюзий / Ф. Г. Углов. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 263 с.

6. Углов Ф. Г. Ломехузы / Ф. Г. Уголов. – Л., 1991. – 159 с.