VI Международная научно-практическая Интернет-конференция «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ ХХI ВЕКА» (19–20 декабря 2013 года)

Котова Л. А.

Южный федеральный университет, филиал г. Новошахтинск,

Российская Федерация

ГЕОУСТОЙЧИВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ НЕОДНОРОДНОСТЬЮ

ЕВРОРЕГИОНА «ДОНБАСС»

 

Появление «особого мезопространства» Еврорегиона «Донбасс» предопределило диалоги научных и политических кругов о влиянии нового геотранзитного статуса макрорегиона в решении проблем устойчивого и сбалансированного развития неоднородного экономического пространства и поиска согласования масштабов управляемого мегатерриториального развития интегрирующих мировых уровней.

В специфике участия России и Украины в процессах взаимоувязки интеграционных устремлений двух стран в контексте формирования общеевропейского и общеевразийского пространств и гармонизации интересов управления данной областью важная роль принадлежит «шелковому пути» – Юго-Евразийский МТК: трансформирует человеческое измерение эколого-экономических проблем.

В долгосрочной перспективе – после 2015–2020 гг. – экономическое пространство Евразийского экономического союза должно «вписаться» в общее экономическое пространство Европы на западе (ЕАЭС-ЕС), и в пространство АТЭС на востоке (ЕАЭС-ШОС-АТЭС), образовав широкое евразийское пространство экономического взаимодействия [1].

Несмотря на близость географических, природно-климатических, культурно-исторических, социальных факторов развития Еврорегиона «Донбасс» Россия-Украина, уровни экономического пространства отличаются неоднородностью располагающимися на них субъектами и объектами хозяйственной деятельности, а также процессами локализации и масштабами. Под воздействием структурных и функциональных преобразований образуются базовые и промежуточные (мезо-) уровни. Мезопространства служат промежуточными слоями и генераторами изменений состояния базового экономического пространства, они трансформируют, «сшивают» и составляют последние.

Всё большее воздействие на российско-украинские экономические связи во всех сферах оказывают процессы глобализации и регионализации, на фоне которых усиливается геополитическая и экономическая конкуренция между крупными игроками. Новые тенденции международных процессов неизбежно подталкивают государства к тому, чтобы более чётко определить свои стратегии интеграции в мировую экономику.

Река Северский Донец Еврорегиона «Донбасс» представляет собой уникальный мировой транспортный транзитный потенциал – инновационное преимущество в логистической водной взаимосвязи судоходства России, Украины и мирового водного бассейна, протекающая по территории с высокоразвитым промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. Водосборная площадь расположена на территории пяти областей –Белгородской, Ростовской (Россия), а также Харьковской, Донецкой и Луганской (Украина).

«…Ядром …. экономической логики мира … станет водная артерия Северский Донец – эпицентр транзитного коридора Юго-Евразийской МТК…. «Суэцкий канал» Северский Донец обуславливает наличие Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Корея, Япония) со странами Средиземноморского бассейна. Нестабильность в регионах пролегания ТРАССЕКА и МТК «Южный» в Северной Африке и на Ближнем Востоке объективно заставляют искать более надежную альтернативу – Юго-Евразийская МТК как наилучший путь сообщения между Европой и Юго-Восточной Азией.

Инвестиции в инфраструктуру национальных водных территорий являются ключом к привлечению международных инвестиционных потоков. Однако, обзор важных сообщений из доклада ООН об освоении водных ресурсов мира констатирует: «… коммерческое кредитование водного сектора становится все более сложной задачей… Некоторые инновационные предложения, разработанные при техническом содействии донорских организаций с распределением рисков, не получили дальнейшего развития…. Поскольку большая часть доходов от услуг водоснабжения сосредоточена в местной валюте….практичность хеджирования от риска девальвации вызывает сомнения…»и предлагает воспользоваться правительствам стран высокими ценами на сырьевые товары и инвестировать свои финансовые ресурсы в инфраструктуру, в том числе в водное хозяйство….

Еврорегион «Донбасс» обладает основными достоинствами сбалансированного и эффективного предложения для венчурных инвесторов: концентрация на реке Северский Донец выходов на морские порты, пассажирский и грузовой аэропорт-хаб, транспортно-логистическую инфраструктуру, научно-технологический потенциал, кластерную инновационную экономику макрорегиона….» [2, с. 177].

Правительство Российской Федерации и Кабинет министров Украины создал институт Уполномоченных как механизм межгосударственного сотрудничества в области использования и охраны трансграничных водных объектов рек Днепр, Северский Донец и рек Приазовья. Любые изменения водного баланса в пользу одной из сторон либо какие-то загрязнения водных объектов, безусловно, затрагивают интересы другого государства.

Для предотвращения негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности и учета отдаленных экологических последствий следует организовать эффективную систему социально-экономического партнерства – интеграции в области экологического сопровождения крупных инвестиционных проектов за счет создания добавленной экономической стоимости продукта посредством внедрения инноваций на ведущие предприятия макрорегиона, расположенные в бассейне и по потоку реки Северский Донец.

Cоздание международных коалиций в области эколого-экономического сопровождения природных территорий Еврорегиона «Донбасс» сосредотачивается на решении задачи привлечения интересов в бассейн реки Северский Донец и видоизменение состава венчурных капиталистов в соответствии с результативностью инновационной формулы венчурной экосистемы России «Экология + Технология + Чистая Энергетика».

Понимание выгод от форсайтных технологий «… воспроизводится сознанием эколого-экономического капитала как инновационная ассимиляция стратегической природной составляющей реки Северский Донец креативной экономической зоны Еврорегиона «Донбасс» Южного макрорегиона России, и борьба за капитализацию сравнительных преимуществ в процессе интеграции, превращение этих преимуществ в источник добавленной стоимости…» [3, с. 354].

Сегодня, становится очевидным: применение традиционных механизмов программного территориального планирования, как отмечали Р. И. Шнипер, А. С. Маршалов, А. С. Новоселов «зоны реализации территориальных проблем, связанных со значительными сдвигами в размещении производительных сил, с хозяйственным освоением новых территорий, с коренной переспециализацией и интенсификацией использования экономического потенциала развития районов, с формированием программно-целевых ТПК» [4, с. 7] не достаточно.

Важная роль на пути активизации процессов системного воспроизводства ресурсов в регионах и макрорегионах, а также процессах интеграции пространств территориальных систем принадлежит социоприродохозяйственным системам мезоуровня. Определенным условием такой интеграции становится совершенствование инструментария стратегического управления территориальным развитием. В связи с чем, возникает острая потребность в разработке крупномасштабных территориальных проектов межнационального уровня.

Ключевая роль на новом этапе трансформации России и Украины определяется как кардинальное улучшение инвестиционного климата, которое должно изменить направленность потоков капитала и дать ресурсы для модернизации и экономического роста. Для этого потребуются структурные и инвестиционные изменения.

Система базовых координат развития макротерритории включает вектор «устойчивость развития», «конкурентоспособность развития» и «безопасность развития». Устойчивость развития территории региона повышается с ростом пространственной однородности экономического развития территории и экономической активности населения.

Переход к устойчивому развитию и «зеленой экономике» зависит от перспектив энергетического сектора, который является базисом экспортно-сырьевой модели экономики, исчерпавшей потенциал своего развития. Встает вопрос о видоизменении роли управляющего центра, которое должно включать развертывающие преобразования не в плоскости трех измерений развития экономики территорий. Введение «экологизация развития» в действующую систему координат позволит развернуть функцию «кластерная политика» и «институт устойчивого развития» посредством внедрения трансграничного кластера по геоустойчивому принципу в кластерные экономики России и Украины с возможностью социо-эколого-экономической трансформации развития территории с поддерживающей ролью.

«…При этом «под институтом развития» понимается организационно-экономическая структура, содействующая распределению ресурсов в пользу проектов по реализации нового потенциала экономического роста…«Институты развития» …. выступают в качестве катализатора инновационной активности субъектов и условием стабильности кластера. Они представляют собой долгосрочные соглашения бизнеса, государства и представителей научного сообщества по поводу развития экономики, и их ключевая задача состоит в определении параметров развития кластера и поддержании стабильных ожиданий у всех хозяйствующих субъектов…[5].

Создаваемый техноград с поддерживающей функцией кластерной экономики уникален тем, что он выступает не только в качестве института развития, но выполняет функции субъекта развития и, прежде всего, способствует созданию условий перехода к экологизации экономики, смене индикаторов социально-экономического развития от ВВП до эколого-экономических, способствует притоку и консолидации международных и национальных капиталов, оценке и перераспределению ущерба от промышленной деятельности и формированию инновационной ренты, которая станет новым условием формирования изменений пропорций распределения общественного капитала между различными сферами производства.

В этом ключе, Еврорегион «Донбасс» носит характер заместительного «транзитного шелкового пути», отвечающего требованиям новой экономической логики мирового сообщества, при этом обновленный континуум устойчивого и сбалансированного развития обусловлен добровольностью и единственной возможностью.

Таким образом, назрела необходимость внедрения эффективного инструмента стратегического управления территориальным развитием в мезограницах экопространства Еврорегиона «Донбасс», такого как федеральная целевая программа межнационального статуса (ФЦП МНС) , направленная на реализацию интеграционных процессов в экономике при решении сложных проблем экономического развития при наличии отраслевой и территориальной дифференциации отдельных экономических систем, что, безусловно, ставит новые задачи перед мировыми политическими, экономическими и научными кругами.

 

Список использованных источников:

1.              Чернышев С. В. Интеграционная перспектива СНГ: осознанная необходимость / С. В. Чернышев // Российский внешнеэкономи­ческий вестник. – 2010. – № 6. – С. 41–51.

2.              Котова Л. А. Северский Донец – точка «сборки» венчурной экосистемы России / Л. А. Котова // Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений: мат-лы 14-ой Междун. науч.-практ. конф., г. Пятигорск, 8–9 сентября 2012 г ; Международная академия финансовых технологий; отв. за вып. А. Е. Медовый. – Пятигорск: МАФТ. – 2012. – 296 с.

3.              Kotova L. Sustainable development and equal opportunities: safe sensibleness of the ekologo-economic capital / L. Kotova // European Applied Studies: modern approaches in scientific researches, 1 st   International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. – 2012. – P. 354–356.

4.              Методологические положения подготовки региональных программ различного уровня / науч. рук. Р. И. Шнипер. – Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1989. – 99 с.

5.              Гоосен Е. В. Управление кластерами в региональной экономике: сб. науч. ст. / Е. В. Гоосен, К. С. Саблин; под ред. Р. М. Нижегородцева. – Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2010.