VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Петрова Н. А.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Российская Федерация

РАССЛЕДОВАНИЕ УБИЙСТВ, СОВЕРШЕННЫХ НА РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ ЧЛЕНАМИ САТАНИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Сатанизм возник в XVIII столетии под влиянием еврейских каббалистических сект, но затем его на вооружение взяли масонские ложи. В XIX веке под влиянием масонских лож он начал разрастаться, как грибы после дождя. К нам сатанизм идет из США, которые сегодня являются мировым центром сатанизма, где существует восемь тысяч «собраний сатаны», насчитывающих примерно сто тысяч человек.… В России, старающейся не отставать от «цивилизационного мира» по данным МВД РФ, только в Москве насчитывается более 30 организованных групп сатанистов, в которые вовлечено около 2-х тысяч членов. Сатанизм – это открытое поклонение сатане как Богу, – рассказывает отец Анатолий. – Это – бунт человека против Бога. Свято место пусто не бывает, то место Бога в душе занимает сатана. Для сатанистов главное кровопролитие, жертвоприношение животных (в основном кошек), но и, увы, людей в дар сатане.

При расследования преступлений данного характера на всех этапах следователю необходимо быть предельно внимательным, чтобы точно установить совершено ли преступление именно сатанистами, для этого необходимо произвести тщательный осмотр места преступления, выявить следы, изъять предметы религиозного назначения, произвести обыск, допрос свидетелей, обратится к религиоведам, которые на основании своей практики могут определить символику сатанистов, так, например, в 1993г. в Оптинской пустыни некий Аверин (признан невменяемым) убил трех монахов при помощи ножа, на котором выгравировал число «666» (о нем говориться в апокалипсисе).

При решении вопроса возбуждения уголовного дела о преступлении, совершенном на религиозной почве, следователь должен тщательно ознакомиться со всеми имеющимися материалами, которые могут быть использованы в качестве доказательств по делу.

Основаниями для возбуждения уголовного дела могут быть:

-        материалы оперативных проверок, оформленные рапортом об обнаружении признаков преступления;

-        заявление о преступлении от лиц, которых хотели, допустим, завербовать в сатанинскую секту;

-        явка с повинной лица, которое входило в сатанинскую организацию, но затем из нее вышел.

При совершении любого преступления неизбежно вносятся изменения в материальную обстановку места происшествия, остаются разнообразные следы, по которым можно уяснить обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Осмотр места происшествия является важным и сложным следственным действием, протокол которого, в соответствии со ст. 74 УПК РФ, является источником доказательств. От того, насколько умело, своевременно и качественно он будет проведен, во многом зависит успех расследования.

При осмотре места преступления, у сатанистов в основном ими являются кладбища, дикие пустыри, заброшенные храмы, дома, подвалы и т. д., следователь должен проверить, как оно охраняется, как охраняются следы, опросить свидетелей, не были ли внесены изменения, разъяснить права и обязанности понятым. Распределяет обязанности, принимает меры, направленные на улучшение условий осмотра. Определяет границы осмотра пространства, выбирает позицию для ориентирующей и обзорной фотосъемки. Если обнаружен труп, необходимо при его описании обратить внимание на истязание на его теле, потому что у сатанистов, в основе жертвоприношения лежит кровопролитие, которую ее члены затем выпивают в силу своего обряда, так же на теле может быть обнаружена символика (например, «666» на лбу убитого или пентаграмма на груди). Бывают случаи, когда труп обнажают, одежду сжигают, расчленяют и закапывают в землю. Так, в г. Ярославль, летом 2008 г . на диком пустыре были обнаружены частицы обугленной одежды, в ходе осмотра места преступления, был обнаружен расчлененный труп девушки, как оказалось, ей была Ольга Пухова, вступившая в сатанинскую секту вместе со своей подругой и парнем Андреем Сорокиным. В ходе дальнейшего расследования выяснилось, что некий Николай, член секты, во имя предания тела сатане взял нож, ударил девушку в грудь, затем расчленил труп, а одежду сжег.

Необходимые следы, предметы фотографируются, описываются, упаковываются в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством. Если предметы не изымаются в силу их громоздкости, то их фотографируют, описывают, если необходимо изготавливают чертежи. В данном случае примером может служить перевернутый крест, на котором сатанисты в основном располагают жертву. После чего, установив достаточность и достоверность материалов проверки, их правовую обоснованность, следователь решает вопрос о возбуждении уголовного дела. Не может быть возбуждено уголовное дело в отношении конкретных лиц, поскольку сатанинская секта имеет множество членов, часть из которых законспирирована, так как доказать членство в секте можно только в ходе предварительного следствия.

После возбуждения дела следователь приступает к планированию обысков у всех выявленных членов сатанинской секты, предполагаемых мест их сборов. В данном случае для их проведения достаточно результатов оперативно-розыскных мероприятий, поскольку ст. 182 УПК РФ, регламентирующая проведение обыска, не говорит о результатах следственных действий, а указывает только на наличие достаточных данных полагать, что в определенных местах или определенных лиц находятся предметы, имеющих значение для уголовного дела. Обыски проводятся одновременно по всем предполагаемым местам. Необходимо изымать литературу религиозного характера: книги, листовки, журналы, в том числе на иностранном языке. Следует изымать тетради, блокноты, любые листки с заметками, где могут быть сведения о членах и структуре организации, клятвы, молитвы о предании души в рабство дьявола. Кроме того, необходимо изъять предметы, обуславливающие их символику (это могут быть ножи, кресты, черные плащи, фигурки в виде сатаны, пентаграммы, мечи, искусственные фаллосы, свечи, кубки).

Следующий этап следствия – задержание членов организации. Считаем, что их задержание в порядке ст. 91 УПК РФ преимущественно должно производиться с целью дальнейшего их заключения под стражу. Дело в том, что без ареста хотя бы самых активных членов сатанинского движения, учитывая их фанатизм и веру в правоту своих убеждений, теряется смысл раскрытия и расследования преступлений религиозного характера. В данном случае уголовное преследование направлено не только на наказание лиц, совершивших преступление, но и на профилактику с целью ликвидации основных звеньев сатанинской секты. Следует, как можно точнее установить состав сатанинской секты, выявить личности руководителей. Хотя, настоящая сатанинская «церковь» сохраняет строжайшую конспирацию. На верхушке иерархической пирамиды стоит главный жрец или жрица, колдун или магистр. Им подчинены менее продвинутые адепты: младшие жрецы, телохранители, иногда палач и … ученики. На нижней ступени – так называемое «стадо», разбитое на ячейки, тройки, пятерки и «ковены». Неуязвимость секты от правоохранительных органов обеспечивается тем, что низшие ее члены, как правило, не знают высших. Все контакты осуществляются через посредников.

После проведения первоначальных следственных действий, заключения ряда членов сатанинского движения под стражу продолжается предварительное следствие. На этом этапе значение имеет судебно-религиоведческая экспертиза для определения сатанинского характера деятельности секты. Она должна быть комплексной с участием религиоведов, психологов, большинство из которых не имеют опыта производства судебных экспертиз, что требует от следователя, назначившего экспертизу, не только ознакомить их с правами и обязанностями эксперта в уголовном судопроизводстве, но и подробно разъяснить их, затем направить объекты для исследования, поставить перед ними соответствующие вопросы. Так же может быть назначено судебно-психиатрическое освидетельствование с целью признания подозреваемого вменяемым или невменяемым.

Например, в 1998г. в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского проходил стационарное судебно – психиатрическое освидетельствование Олег С., 22 лет, обвинявшийся в убийстве своей матери. Виновный был членом одной из сатанинских сект. Потерпевшая знала это и постоянно просила сына, чтобы он порвал с сатанистами. Время от времени она ставила в его комнате иконки, развешивала крестики. Замечая это, Олег С., устраивал скандалы, а потом прямо предупредил мать, что если еще раз подобное повториться убьет ее. Вернувшись поздно ночью после очередной встречи с приятелями-сатанистами, Олег С., как всегда, осмотрел свою комнату и увидел икону. Это его вывело из себя. Взяв молоток, парень подошел к спящей матери и несколько раз ударил по голове. После этого он вернулся к своим друзьям и сказал, что убил мать во имя сатаны. Экспертная комиссия Центра судебной психиатрии не выявила у Олега С. болезненных расстройств психики, исключающих его вменяемость. Убийство матери он совершил по религиозным мотивам.

Разумеется, следователь и оперативные работники должны, по мере возможности, исключить общение членов сатанинской секты как в ходе следственно-оперативных мероприятий, так и в местах изоляции. Любой нежелательный контакт может привести к отрицательным последствиям, особенно в случае воздействия фанатично настроенных лиц на неустойчивых участников организации.

В качестве свидетелей должны быть допрошены лица, которых пытались вовлечь в сатанинскую секту, особенно из среды подростков в возрасте 14–25 лет, вышедших из неблагополучных семей. Для выявления лиц, которые различными способами вовлекали в сатанинское движение, даются соответствующие поручения оперативными работниками.

Исходя из практики, очные ставки обычно не проводятся, поскольку вместо рядового следственного действия очная ставка может перейти в абстрактный спор противоположных убеждений, что только может повредить расследованию. Для разоблачения членов сатанинской секты могут быть проведены их опознания, включая такую форму, когда опознаваемый не видит опознающего. В случае явной опасности для свидетелей следователь должен принять меры для сокрытия (легендирования) данных о личности свидетеля в порядке ст. 11 УПК РФ. В суде данные свидетели должны быть допрошены скрытно, через специальную аппаратуру, полностью изменяющую голос допрашиваемого.

Следователь обязан обеспечить безопасность свидетелей, обвиняемых, дающих правдивые показания, и иных участников процесса. Любое негативное воздействие на лиц, проходящих в любом качестве по уголовному делу, должно жестко пресекаться, вплоть до применения уголовно-правовых мер.

При рассмотрении дел данного характера российские суды не всегда рассматривают данные убийства, как ритуальные, но это не значит, что такие преступления не совершаются.