VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Салий И. С.

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТОВ

В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

С принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) было законодательно закреплено право общественности принимать опосредованное участие (через экспертов) в принятии нормативно-правовой базы, регулирующей сферу образования, путём осуществления процедуры педагогической экспертизы, закреплённой статьёй 94 указанного закона, в соответствии с которой порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

На сегодняшний день соответствующее Постановление Правительства РФ, регламентирующее порядок проведения педагогической экспертизы, не принято, однако его проект уже разработан. Согласно пояснительной записке к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения педагогической экспертизы, проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее «Пояснительная записка» и «Проект Постановления Правительства РФ») такой проект вступает в силу уже с даты вступления в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ» – 1 сентября 2013 года. В виду вышесказанного и предполагая, тот факт, что данный проект уже разработан (не требует проведения дополнительных процедур по его принятию), а его вступление в силу лишь вопрос времени, автор считает целесообразным провести анализ данного проекта в нынешнем состоянии на предмет законодательного закрепления правового статуса экспертов и его соответствия сущности педагогической экспертизы и логике экспертной деятельности вообще.

Исходя из смысла положений ст. 94 нового ФЗ «Об образовании в РФ» и проекта Постановления Правительства РФ на законодательном уровне сущность статуса педагогического эксперта выражена в следующем: исходя из смысла абз. 2 п. 3 указанного проекта Постановления Правительства под педагогическим экспертом законодатель понимает « физическое и юридическое лицо, имеющее необходимую квалификацию (далее – эксперты), и включенные по предложениям … в список экспертов Министерства образования и науки Российской Федерации». Следует также отметить, что законодательно термин педагогический эксперт не закреплён и используется автором в рамках проводимого исследования.

В свою очередь в соответствии с абз. 3 п. 3 проекта Постановления Правительства «в список экспертов включаются физические лица, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы». При этом обозначенный список утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. Исходя же из смысла установленного порядка проведения педагогической экспертизы роль педагогических экспертов сводится к проведению экспертизы, составлению и направлению ими в Минобрнауки РФ экспертных заключений, на основании которых Минобрнауки составляет своё заключение, содержащие конечные итоги проведения такой экспертизы. Сказанное, по мнению автора напрямую свидетельствует о второстепенной роли педагогических экспертов в проведении педагогической экспертизы. Иных положений, касающихся статуса педагогических экспертов в ходе проведения исследования автором обнаружено не было.

Сказанное приводит автора к мысли о необходимости устранения следующих недостатков, законодательно закреплённого статуса педагогических экспертов.

Во-первых, по мнению автора, законодательно закрепленная сущность педагогической экспертизы, носит сугубо узкий характер и выражается лишь в составлении педагогическими экспертами, а также уполномоченным органом исполнительной власти соответствующих заключений на предмет наличия в проектах нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, являющихся предметом такой экспертизы, положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения, доведения указанных заключений до сведения соответствующих органов, принявших обозначенные проекты и нормативно-правовые акты, в целях предотвращения указанного негативного воздействия. Узкое содержание процесса педагогической экспертизы может породить проблему отсутствия всесторонности решения соответствующих задач, что приведёт к его неэффективности. По мнению автора, сущность педагогического эксперта должна носить иной характер и основываться на понимании педагогической экспертизы в более широком смысле. В данном случае такой смысл заключается в выявлении помимо указанных выше положений также и наличия педагогических идей и концепций, оказывающих благоприятное влияние на качество образования и повышения его уровня, а в случае отсутствия таковых, в выработке соответствующих рекомендаций по их внедрению в обозначенных актах.

Согласно Большому энциклопедическому словарю: под экспертом понимается квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы.

Основываясь на вышесказанном, по мнению автора, целесообразно законодательно закрепить указанные выше предложения по поводу сущности педагогической экспертизы, а также следующее определение педагогического эксперта – квалифицированный специалист в области образования и сфере педагогики, привлекаемый для исследования и выработки заключения, содержащего выводы о наличии (отсутствии) в проектах и нормативных правовых актах, являющихся предметом педагогической экспертизы, положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися, а также соответствующие рекомендации по устранению таких положений, выявления педагогических идей и концепций, оказывающих благоприятное влияние на качество образования и повышения его уровня, а в случае отсутствия таковых, в выработке соответствующих рекомендаций по их внедрению в обозначенных актах.

Во-вторых, по мнению автора, в целях эффективного правового регулирования исследуемой сферы отношений, необходимо наиболее полное законодательное закрепление правового статуса педагогического эксперта, включающего в себя , как правило, следующие составляющие, носящие «общий характер» : 1) определение педагогического эксперта, отражающего его сущность; 2) его права и обязанности; 3) полномочия педагогического эксперта; 4) порядок осуществляемой им деятельности (экспертизы); 5) сущность экспертного заключения; 6) требования, предъявляемые к педагогическому эксперту (образовательные, возрастные и др.). Однако как видно из вышеприведённых положений законодательства, обозначенные аспекты правового статуса педагогических экспертов законодательно не закреплены, что в свою очередь, бесспорно, может стать серьёзной проблемой.

Таким образом, исходя из вышеописанного следует, что сегодняшнее состояние «Проекта Постановления Правительства РФ», в качестве будущего нормативно-правового акта, раскрывающего сущность статьи 94 нового ФЗ «Об образовании», сущность зарождающегося правового института образовательного законодательства – педагогической экспертизы, следует расценивать, как неудовлетворительное. Сказанное в свою очередь наводит на мысль о необходимости внесения соответствующих поправок.