«Альянс наук: ученый – ученому» (27-28 марта 2014 года)

Д. ф илол . н. Орлова Н. М.

Саратовский государственный университет, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ POETRY ALIVE!

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

В работах известных психологов и педагогов отмечается роль литературы и искусства в формировании и развитии языковой личности ребенка; обучение и воспитание, в свою очередь, невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Существующие технологии обучения языку нацелены на оптимизацию учебного процесса, направленного на активную, самостоятельную, творческую деятельность.

Педагогическая технология, разработанная на основе театральных представлений ( Asheville , NC, 1984) с привлечением художественно-изобразительных средств поэзии, театра и музыки, нашла последователей в США и многих странах мира. Poetry alive ! (мы пользуемся приблизительным по форме и достаточно близким по сути переводом «Живое слово») преследует цель перенесения поэзии со страниц книг на театральные подмостки ( Bringing poetry from the page to the stage ). В процессе театрализованных представлений учащиеся постоянно совершенствуют навыки во всех видах речевой деятельности, особенно говорения, слушания и чтения. Технология представляет собой набор взаимосвязанных обучающих методов, позволяющих детям разного возраста развивать речевые навыки в процессе движения (театральной игры), укреплять память, приобщаться к поэтическому слову. Эти методы основаны на теории Говарда Гарднера о множественности интеллекта. Семь видов мышления – логический (математический), музыкальный (ритмический), вербальный (лингвистический), визуальный (пространственный), телесный (кинестетический), интерперсональный и интраперсональный – интегрируются во время поэтического представления [1].

Рассмотрим основные методические приемы и этапы организации «Живого слово», конечной дидактической целью которого является подготовка совместного «живого» представления и глубокое проникновение в суть поэтического произведения [2].

Четыре правила, которым должны следовать участники:

1) следить за осанкой (педагог может попутно обсудить важность языка жестов и телодвижений);

2) быть лицом к лицу с публикой;

3) уметь распределять место на сцене, полностью используя все пространственные параметры (свободное пространство, высоту, глубину и ширину);

4) следить за громкостью голоса и дикцией (предлагается термин «внешний голос», т. е. голос сценический, каким пользуются, когда собеседник находится на значительном расстоянии).

Этапы подготовки стихотворного представления складываются из множества творческих заданий, обязательных и факультативных. Обязательными являются демонстрация образца стихотворного выступления учителем, выбор и распределение стихов, их чтение, разбивка детей на команды (2–4 человека), написание сценария, определение эмоционального настроя стихов и соответствующих ему движений в пространстве сцены, некоторые другие.

Перед выступлением и после него учитель по своему усмотрению может дать стартовые и контрольные вопросы и задания, в том числе письменные. Возможные вопросы перед прочтением и перед выступлением:

О чем может быть стихотворение, если судить по его названию?

Попробуйте сочинить свое стихотворение с таким же названием.

Если бы вы снимали фильм, основанный на вашем представлении, каких актеров вы пригласили бы на роли? Где проводили бы съемки? Назывался ли бы фильм так же, как стихотворение, или вы дали бы ему другое название?

Возможные письменные задания после выступления:

Нарисуйте таблицу с тремя столбцами, чтобы ответить на вопросы «Что?», «Как?» и «Почему?».

Ответьте на вопросы по выступлению, связанные с персонажами, постановкой, действиями и смыслом.

Выберите лучшую, на ваш взгляд, строчку из стихотворения, и используйте ее в стихотворении собственного сочинения.

Напишите небольшую заметку о поэте-авторе стихотворения.

Напишите, чему вы научились и какой опыт приобрели во время выступления и т. д.

Наконец, для реализации «Живого слова» на сцене детям, пишущим сценарий и непосредственно участвующим в выступлении, учитель предлагает ответить на ряд вопросов, которые помогут перенести на сцен " поэтические строки:

Кто является рассказчиком в стихотворении?

Какие персонажи (повествователи, люди, животные, вещи) появляются в стихотворении?

Иногда неодушевленные предметы, такие, как животные, растения, камни или мебель, приобретают человеческие черты. Это «одушевление» объектов делает их персонажами стихотворения. Составьте список персонажей стихотворения. Обсудите и продемонстрируйте разные способы, которыми можно изобразить тот или иной персонаж.

Где, в какой обстановке может происходить действие в стихотворении? Какие объекты создают пейзаж, на фоне которого выступают персонажи в стихотворении? Какое время суток? Какое время года? Какая погода? Не во всех стихотворениях есть определенная обстановка. Если обстановки нет, создайте ее.

В некоторых стихотворениях много действия, другие содержат лишь мысли и переживания. Какие действия (физические и духовные) имеют место в стихотворении вашей команды? Иногда лучше всего, если вы и ваши партнеры просто рассказывают стихотворение публике. Иногда можно добавить какие-то движения, чтобы сделать выступление более интересным. Обсудите и придумайте движения, которые можно включить в стихотворное представление.

Содержит ли стихотворение какое-нибудь наставление (урок) или мораль? Не во всех стихотворениях это встречается, но если в вашем стихотворении есть мораль, то какая?

В проекте Poetry alive ! участвуют многие профессиональные артисты, музыканты и поэты, которые организуют живые представления с участием детей, презентации, тренинги и летние школы, выпускают сборники стихов – классики и современных поэтов, С D , видеокассеты и другие наглядные средства обучения. Благодаря технологии театрализации стихотворных произведений тысячи маленьких читателей смогли прикоснуться к вечно живому поэтическому слову, проникнуть в сокровищницу родной речи, расширить языковую картину мира.

 

Список использованных источников:

1.              Гарднер Говард Структура разума: теория множественного интеллекта / Говард Гарднер . – М.: Вильямс, 2007. – 512 c .

2.              Wolf A. Something is Going to Happen : Poetry Performance for the Classroom . (A Teacher ’ s Companion Book ) / A. Wolf , J. Nave . – Iambic Publications , 1990. – 104  p .