«Актуальные вопросы модернизации национальной экономики Украины - 2014»

Синюк Т. Ю., Лобахин А. А.

ФГБОУ ВПО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Российская Федерация

Дефиниция заинтересованных сторон рынка образовательных услуг в условиях модернизации системы образования

 

В настоящее время определение требований заинтересованных сторон на рынке образовательных услуг является приоритетной и первостепенной задачей, так как выполнение этих требований и мониторинг удовлетворенности всех заинтересованных сторон позволит институту образования сохранить свои рыночные позиции в столь нелегкий период реформирования системы образования в целом.

Актуальность тематики подтверждается множеством исследований и разработок, посвященных формированию моделей взаимодействия участников рынка образовательных услуг . Среди таких исследований хотелось бы отметить: работу А. Г. Эфендиева «Разработка модели взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда в масштабе субъекта Российской Федерации с привлечением маркетинговых механизмов» [1], исследование О. Я. Дымарской «Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия» [2], труд М. В. Паничкиной «Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества » [3], работу С. В. Лобовой «К вопросу проектирования отношений участников рынка с использованием инженерных технологий» [4] и др.

Но в тоже время возникает проблематика дефиниции самой категории заинтересованных сторон рынка образовательных услуг . Отметим, что наиболее полноценно данной дефиниции соответствует понятие субъекта рынка образовательных услуг. Рынок образовательных услуг – это социально значимый рынок, на котором осуществляется купля-продажа образовательных услуг и продуктов основными субъектами данного рынка. Как на любом рынке, на рынке образовательных услуг имеются « свои» производители, потребители, посредники. Но на рынке профессионального образования взаимодействуют не две стороны (производитель и потребитель), а четыре типа субъектов: потребители – студенты, слушатели, непосредственно получающие образовательные услуги; родители как покупатели, оплачивающие образовательные услуги и влияющие на выбор образовательного учреждения; работодатели, которые заинтересованы в обновлении кадров организаций и в повышении квалификации сотрудников, осуществляющих оплату обучения своих сотрудников, а также служащие базой для прохождения производственной практики студентами; государство – заказчик и потребитель, заинтересованный в формировании квалифицированной рабочей силы (рис. 1).

 

Рис. 1. Представители заинтересованных сторон на рынке образовательных услуг

(Источник: составлено автором )

 

В качестве производителей образовательных услуг выступают юридические или физические лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности: школы, лицеи, гимназии, колледжи, техникумы, вузы, различные учебные центры, бизнес-школы , бизнес-центры . Следует отметить, что отсутствие лицензии не означает, что таких производителей нет вообще или они отсутствуют на рынке образовательных услуг. Например, репетиторство по прежнему актуально для учащихся в выпускных классах.

В последние годы активно внедряются на рынок образовательных услуг в качестве производителей коммерческие образовательные центры, прошедшие соответствующую аккредитацию и получившие лицензию на право ведения образовательной деятельности, предлагающие различного рода услуги дополнительного образования (краткосрочные курсы, семинары, индивидуальное консультирование) [6].

На протяжении нескольких лет реализуется проект по модернизации общего образования. На реализацию мероприятий проекта в 2011 году направлено более 736,0 млн рублей, в 2012 году – более 2 млрд рублей [7]. Правительство РФ также уделяет колоссальное внимание модернизационным процессам в системе образования, реализуя решение данной проблематики через совокупность ФЦП на 2013–2020 гг. [8].

Последние несколько лет под давлением таких факторов, как усиление спроса на специалистов со стороны экономики знаний, утрата странами Запада очевидного образовательного преимущества и роста конкуренции со стороны новых азиатских экономик, активизировался процесс глобализации высшего образования. Но появляются все новые особенности, направления и формы глобализации высшего образования. Формируются мировые (глобальные) университеты, альянсы и консорциумы глобальных университетов, определяются новые тенденции рейтинговой оценки качества и результатов деятельности глобальных университетов («новая логика» международных рейтингов университетов ООН). Интернет и низкая стоимость воздушных перелетов создали такие благоприятные условия глобализации, такую тесную интеграцию и конвергенцию, что впервые в истории стала реальной возможность существования единого мирового сообщества. Высшее образование, преодолевающее национальные границы, является центральной движущей силой этого процесса.

Однако глобальные связи, глобальные сравнения и рейтинги, глобальные потоки людей, идей, знания и капитала трансформируют высшее образование. Процесс трансформации включает три взаимосвязанные тенденции:

1. Создание сетей ( networking ). Почти треть мирового населения имеет доступ в Интернет. Более половины населения мира (в т. ч. те, кто, по данным Мирового банка, живет ежедневно на сумму в доллар или меньше) пользуются мобильными телефонами. Эти показатели стремительно растут.

Лидеры по росту интенсивности таких связей – университеты. Ежегодные рейтинги Webometrics показывают взрывной темп роста их работы в Интернете. Каждый исследовательский университет является главным пользователем сетевых коммуникаций для передачи сложных и объемных данных и для сотрудничества в режиме реального времени. Глобальный лидер – Гарвардский университет ( Harvard University ). За ним следует Массачусетский технологический институт ( Massachusetts Institute of Technology ), через свою систему интернет-трафика развивающий проект Отрытых курсов обучения ( Open Course Wareproject ).

2. Беспрецедентный рост роли знаний. Знания и исследования стали сердцевиной экономик и культур отдельных наций. Правительства многих стран длительное время были «ослеплены» возможностью использовать потенциал науки и технологий для укрепления национальной конкурентоспособности. В последнее десятилетие это дополнилось верой в силу государственной политики, поддерживающей и стимулирующей творческую инициативу не только в прикладных, но и в фундаментальных исследованиях.

3. Растущий доступ к образованию. Значительный рост участия населения в высшем образовании в большинстве стран объясняется модернизацией стран и ростом среднего класса. По данным ЮНЕСКО, темп роста числа студентов в 1991–2004 гг. в странах Восточной Азии и Тихоокеанского региона составлял ежегодно более 8 %, в Африке – 7 %, в Центральной Европе и Латинской Америке – 5 %. Как отмечала нобелевский лауреат, профессор Гарвардского университета А. Сен, развитие человеческих способностей посредством образования нельзя остановить, т. к. этот процесс одновременно удовлетворяет потребности как общества и промышленности, так и каждого частного лица.

Создание глобальных сетей, исследовательская мощь и массовое участие в образовании повышают актуальность высшего образования до небывалой доселе планки. В то же время конвергенция данных тенденций, а также становление Глобальных исследовательских университетов ( Global Research University ) способствовали формированию целого набора противоречий процесса глобализации.

Анализ развития международного высшего образования и исследований позволяет выделить основные противоречия, связанные с глобализацией ведущих университетов мира. Важно подчеркнуть, что круг этих противоречий широк и разнообразен. Выделяются, в частности, противоречия между национальными инновационными системами (НИС) разных стран, а поскольку университеты являются участниками НИС, то и они оказываются вовлеченными в этот блок противоречий. Кроме того, развиваются противоречия между формирующейся глобальной инновационной системой (ГИС) и национальными инновационными приоритетами [5].

В данном ракурсе понимание и выделение заинтересованных стороны как субъектов рынка образовательных услуг требует более детального дополнительного исследования. Авторы полагают, что в основу такого исследования должен быть положен системный подход, кого заинтересованные стороны как субъекта рынка образовательных услуг выступают элементом системы и в тоже самое время являются самостоятельной полноценной системой. Дальнейшие исследования будут развиваться в обозначенном направлении, что позволит определить наиболее полноценный круг заинтересованных стороны рынка образовательных услуг, выявить их требования к модернизации рынка образовательных услуг с учетом экзогенных и эндогенных факторов воздействия.

 

Список використаних джерел:

1.              Эфендиев А. Г. Разработка модели взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда в масштабе субъекта Российской Федерации с привлечением маркетинговых механизмов [Электронный ресурс] / А. Г. Эфендиев . – Режим доступа: http://www.hse.ru/org/projects/25821/

2.              Дымарская О. Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия [Электронный ресурс] / О. Я. Дымарская . – Режим доступа: http://www. socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research/document185.shtml

3.              Паничкина М. В. «Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества »: автореф . дисс . к. э. н. / М. В. Паничкина. – Ростов н /Д , 2007.

4.              Лобова С. В. К вопросу проектирования отношений участников рынка с использованием инженерных технологий [Электронный ресурс] / С. В. Лобова // Современные технологии управления. – 2012. – № 8. –   Режим доступа: http:// www .sovman.ru/all-numbers/archive-2012/august2012/item/106-to-the-question-of-designing-of-relations-of-participants-of-the-market-with-use-of-engineering-technologies.html

5.              Научный журнал « Alma Mater : вестник высшей школы» / [С. Д. Резник, Т. А. Юдина. Репутация высшего учебного заведения: компоненты и модель; М. Ю. Осипов. Основные пути повышения качества высшего образования в России; В. С. Сенашенко , В. А. Кузнецова, В. С. Кузнецов. О некоторых проблемах развития и функционирования отечественной высшей школы]. – М., 2011. – Вып . № 3, № 11.

6.              Баталова О. С. Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика / О. С. Баталова // Молодой ученый. – 2010. – № 7.

7.              Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.minobraz.ru

8.              Государственная программа Правительства РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.минобрнауки .р ф