V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

К. э. н. Дмитриева И. Н., * Дмитриева М. Н. **

* Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал) Тюменского государственного университета, Российская Федерация;

** Общество с ограниченной ответственностью «Оценка.ру», Российская Федерация  

«ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ» НА ПОЛЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

По данным официальной статистики доля малого бизнеса в ВВП России составляет 21–22%, а реальная численность занятых в сфере малого бизнеса – от 20 до 25% за последние годы. Согласно планам Правительства РФ и Президента РФ к 2020 году доля малого бизнеса в ВВП РФ должна составить 50% и доля занятых в этой сфере не менее 50% трудоспособного населения.

Действительно, в большинстве развитых европейских стран малый бизнес занимает порядка 50–60%. Наиболее преуспел, за последние годы, в этом отношении, Китай (50% ВВП и 60% занятого населения). Для этого в рамках экономического развития за рубежом существует ряд программ, таких как беспроцентное кредитование малых предприятий; кредитование под 3–5% годовых, независимо от изменения ставки рефинансирования; различные государственные фонды поддержки, которые, фактически, берут на себя часть обязательств по ранее взятым кредитным обязательствам, не говоря уже о существовании льготного налогообложения, предоставления в пользование малым предприятиям объектов федеральной и муниципальной собственности.

Текущий 2013 год в РФ связан с рядом нововведений в сфере малого бизнеса, в том числе переход на патентную систему налогообложения, ликвидацией единого налога на вмененный доход (Федеральный закон № 94 от 25 июня 2012 года), изменением законодательства в области табачной и алкогольной продукции, строительстве, здравоохранении, а также в иных отраслях.

Безусловно, вопросам малого бизнеса сегодня уделяется достаточно много внимания органами власти, как на федеральном, так и на муниципальном уровнях, но в отраслевом разрезе законодательная власть не учитывает интересы малого бизнеса.

Принимая закон, связанный с ограничениями в области табачной и алкогольной продукции, в котором указывается, что площадь, на которой возможна ее реализация не должна быть менее 50 кв.м., фактически подвергает полной ликвидации в этой сфере присутствие малого бизнеса. Обязательство в принадлежности предприятий какой-либо саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, фактически означает также ликвидацию небольшого строительного предприятия, которое не в состоянии нести первоначальные затраты и ежегодные расходы на нахождение в СРО (порядка 500 тыс. рублей в год). В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. № 342н, выполнения ст. 212 ТК РФ, Руководства Р 2.2.2006-05 всем, кто имеет сотрудников, необходимо проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, что также связано с дополнительными затратами, так как на аттестацию одного рабочего места организация должна потратить от двух до пяти тысяч рублей. Возникает логичный вопрос: зачем руководителю организации содержать штатных сотрудников больше, чем того требует законодательство? Гораздо выгоднее и проще осуществлять работу с, фактически собственными, сотрудниками, но на условиях подряда (субподряда), договоров на оказание услуг, либо за счет средств «черной кассы», которая, безусловно, возникает в связи с таким уровнем налогообложении, который выводит организацию на уровень выживания. С одной стороны, упрощенная система налогообложения кажется достаточно лояльной, но при условии выплат в пенсионные и страховые фонды с заработной платы сотрудников, она не кажется такой уж безобидной и фискальные отчисления составляют далеко не 6%, а более 50%. Преобразования в области розничной торговли связаны и с изменением правил мелкой розничной торговли не в ее пользу. Законодательно закрепляемые изменения различным образом проецируются на предприятия в различных отраслях и с учетом масштабов их деятельности. В ближайшее время можно ожидать негативный отклик со стороны небольших розничных торговых и строительных организаций, а это и есть отрасли, в которых малый бизнес имел довольно большую долю и был представлен достаточно широким спектром предприятий. Об этом свидетельствуют статистические данные по РФ и регионам, которые отражают количество частных строительных организаций, а также предприятий розничной торговли и количество занятых на этих предприятиях.

Подобные законодательные мероприятия скажутся негативно не только на малом бизнесе, но и будут иметь отрицательную социальную окраску. Исчезнут частные зубоврачебные кабинеты, небольшие диагностические клиники, «дешевые» строители, маленькие магазины «около дома», к которым привыкли потребители. Монополистам в этих отраслях станет гораздо легче и проще, что обязательно скажется на качестве оказываемых услуг и предлагаемых товаров, так как их основная задача – это объем продаж, т. е. количество, а не качество.

Ориентация на качество продукции и услуг становится сама по уникальным предложением, а специалисты в этих отраслях утрачивают свою ценность. Это возвращает нас в прошлое, и уже можно сказать словами производственной повести Юрия Крымова «Танкер «Дербент» (1938): «Орджоникидзе говорит, что лучшая организация там, где не существует незаменимых людей».

Рассогласованность в действиях горизонтальной и вертикальной власти негативно отражается не только на развитии российского малого бизнеса, но и основных отраслей, в которых он представлен. Специалисты, задействованные в малом бизнесе обладают определенными адаптивными свойствами, основанными на квалификации, скорости принятия решений, адекватной реакцией на нововведения. Они переживают не первые неприятности, связанные как с бизнесом, в целом, так и с непосредственными организационными изменениями. Эти качества, безусловно, позволят одним,в очередной раз,преодолеть препятствия и продолжить свою деятельность, а уставшие от перемен уйдут с рынка. Законодательная власть снова будет полагать, что малый бизнес, проходит естественный отбор, сильные выживут и можно проводить дальнейшие эксперименты. Однако не следует забывать, что на шахматной доске бизнеса, как такового, состоящего из 64 клеток, малый бизнес играет не больше чем на 16, но сказывается на результатах всей партии.