V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

Д. э. н. Гончарова Н. З., * к. э. н. Тарасова О. Б., ** к. э. н. Миренкова Г. В. ***

* ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия», Российская Федерация;

** Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва, Российская Федерация;

*** Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, г. Горки

АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Одним из условий концепции устойчивого развития аграрной сферы является создание благоприятных условий жизнедеятельности сельского населения.И зучение проблемы предпочтений населения в выборе мест проживания в Белоруссии и России показывает, что после 1990 г . в динамике более высокими темпами возрастает население столичных городов (соответственно на 13,7 и 31,3%), далее областных центров (на 9,5% и 14,3%), районных центров (на 6,3 и 7,8%), при этом население в сельской местности снизилось на 7,4% в Белоруссии и на 2,1% в России.

Данная проблема имеет мировое значение, ее решением занимаются многие государства. Наиболее радикальные предложения предполагают трансформацию института поселений и превращение индустриальной урбанизированной цивилизации в эколого-ориентированные поселения нового типа – экополисы [1]. В Республике Беларусь эта проблема нашла свое отражение в Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010гг., которая включала комплекс конкретных мер государственного обеспечения ускоренного развития АПК по экономическому и социальному направлению развития сельских территорий. Составной частью данной программы было развитие агрогородков.

В России аналогичные направления были намечены в совместной Программе Министерств сельского хозяйства и регионального развития «О создании в сельской местности современных сельских поселений», принятой 15.08. 2005 г . и уточненной 20.01.2009 г., а так же в Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 и 2013–2020 годы. В предложенных моделях развития сельских территорий обоих государств составляющими элементами является стратегия обеспечения жизнедеятельности крупных и средних сельских поселений, которая строится на принципах многофункциональной структуры развитии сельских территорий. Развитие сельских территорий должно проходить с учетом интересов всех стратификационных групп населения. Оценка статистических данных показывает, что в структуре населения Республики Беларусь по основным возрастным группам наблюдается четкая тенденция роста удельного веса лиц старше трудоспособного возраста, причем среди сельских жителей удельный вес данной возрастной группы выше, чем в городах почти на 15% п.п.Численность и доля населения старше трудоспособного возраста в Белоруссии постоянно увеличивалась до конца 20 в. В начале текущего столетия ситуация в республике изменилась коренным образом: численность лиц в пенсионном возрасте стала уменьшаться, а их удельный вес стабилизировался на уровне 21%. Однако в последние годы удельный вес данной группы стал повышаться (по данным переписи 2009 г . он составляет 22,5%). На момент переписи 2009 г . в Белоруссии проживало 1350,5 тыс. чел. старше 65 лет, т.е. свыше 14% (в конце 90-х годов прошлого века – 10,4%). Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении превышает 7%.

В России в настоящее время почти каждый восьмой житель, т.е. 12,9% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более. В России удельный вес лиц старше трудоспособного возраста за последние 10 лет увеличился на 0,8 п.п., моложе трудоспособного – снизился на 3,5 п.п. Таким образом, по сравнению с Россией население Белоруссии стареет более быстрыми темпами.

В настоящее время и в Беларуси, и в России количество людей старше трудоспособного возраста превышает количество людей моложе трудоспособного возраста соответственно на 23,6 и 33,5%, в том числе в сельских населенных пунктах – на 93 и 14,6%, т.е. показатель старения сельского населения в Беларуси существенно выше, а в России – ниже, чем городского. В Беларуси коэффициент демографической нагрузки в последние годы составляет в городах свыше 0,520, в сельской местности – 0,962, т.е. на 84% выше, в России соответственно – 0,547 и 0,667. Как видно, ситуация противоположная: в России более благоприятная возрастная структура в сельской местности, в Белорусии – в городской. Данная специфика должна учитываться при разработке социально-экономической политики каждого государства. Вместе с тем, учитывая геополитическое положение государств, целесообразно разработать межгосударственные мероприятия по смягчению сложившейся ситуации.

Сельские населенные пункты по количеству домашних хозяйств обычно распределяют на малые, средние и крупные. Анализ возрастного состава сельского населения показал, что в структуре сельских поселений выделяются явно выраженные «пенсионные» деревни.

Этот факт указывает на то, что при развитии сельской местности необходимо учитывать сложную стратификацию сельского населения. Использование структурной группировки для изучения сельских поселений позволило выделить группы агропоселений: агрогородок, периферийный населенный пункт, в т.ч. пенсионные населенные пункты [1]. Периферийные населенные пункты должны стать базой для развития мелких хозяйств. Мелкие хозяйства могут вносить вклад как в социальный капитал села (поддержка и совершенствование трудовых навыков, знаний и социального согласия), так и в природный капитал (поддержание и повышение плодородия земли, экологии хозяйства и окружающей среды). Мелкие хозяйства быстрее могут адаптироваться к новым экономическим инициативам, в частности, пропаганде и внедрению ведения сельского хозяйства на основе органики. В этих поселениях должны развиваться домашние хозяйства и создаваться среда для малого бизнеса, основными направлениями которого являются развитие агротуризма, фермерства, домов-интернатов семейного типа, зон отдыха для городских пенсионеров и оздоровления населения крупных городов, т.е. всемерная активизация рекреационных функций сельских территорий.

Пенсионные населенные пункты в наибольшей степени нуждаются в развитии государственной политики финансирования. При этом следует учитывать, что в данном случае экономическая эффективность как оценочный критерий не применима, больше подходит критерий социальной эффективности, или социальной значимости.

Снижение естественного прироста сельского населения как стабильная тенденция наблюдается в Белоруссии и России с 1995 года. В результате в Белоруссии устойчиво снижается удельный вес сельского населения: в 2000 г . по сравнению с 1995 г . – на 1.8 п.п., в 2011 г . по сравнению с 2000 г . – на 3,1 п.п., т.е. темпы снижения удельного веса сельского населения в республике увеличиваются. В России удельный вес сельского населения остается практически стабильным с 1995 г . по настоящее время и составляет 26,2% (в 1995 г . – 27%), что связано с одинаковыми темпами сокращения городского и сельского населения: в 2011 г . по сравнению с 1995 г . соответственно на 4,2% и 4,5%.

Абсолютное сокращение численности сельского населения вызывает увеличение числа малонаселенных населенных пунктов и приводит к их ликвидации. Так за период с 2000 года по 2011 год число сельских населенных пунктов в Беларуси сократилось на 1.7%, число жителей на один населенный пункт – на 11.5% и составило в среднем 111 человек. Следует отметить, что своевременно принятые в Беларуси программные меры по развитию села начинает давать ощутимые результаты: темпы снижения сельского населения с 2005 г . по настоящее время снижаются.

В России государство придерживается другой позиции. Динамика ликвидации сельских населенных пунктов катастрофическая: за период между двумя переписями населения число населенных пунктов по стране сократилось на 2,2 тысячи. А только за минувший год число заброшенных сел и деревень составило более трех тысяч. И в этих условиях власти России взяли курс на сокращение социальных расходов на селе. Закрываются и объединяются школы и больницы, люди теряют последние возможности для нормального существования в малых населенных пунктах. По сути дела, государство ведет политику укрупнения административных центров, а не поддержки малых деревень и сел. Значительно выросло количество сельских поселений вообще без населения: с 13,1 тысячи в 2002 г. до 19,4 тысячи в 2011 г. Села и деревни без населения наиболее часто встречаются в Костромской, Тверской, Ярославской, Вологодской, Псковской, Кировской и Магаданской областях. За 20 лет в России умерло свыше 20 тысяч сельских населенных пунктов.

Таким образом, оценка сложившейся ситуации в соседних государствах – Белоруссии и России – показывает, что приватизационная лихорадка разрушила агропромышленный комплекс как выстроенную систему технологических и экономических связей. На селе возникли и развиваются новые негативные тенденции: появились собственники, не проживающие в данной местности и мало интересующиеся социальным развитием территории и ее жителей; государство утратило контроль над развитием сельских территорий; ставка на мелкие фермерские хозяйства не оправдала ожиданий и не привела к активизации сельского развития; разрушилась производственная и социальная инфраструктура. Исторические уроки преобразований на селе состоят в том, что сельские территории – это, прежде всего, сельский уклад жизни населения, сохранение и развитие которого требует учитывать менталитет сельского жителя; признание невозможности изменения социально – экономической системы революционным путем, ибо при выигрыше в одном из элементов системы будет проигрыш в другом; эволюционный путь развития предполагает учет исторического и практического опыта, экономических достижений сельской территории и прав граждан, на ней проживающих [2; 3].

Список использованных источников:

1.   Аграрная политика союзного государства Беларуси и России: приоритеты и механизмы / В. Г. Гусаков [и др.].– Мн.: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. – 216 с.

2.   Богданович В. Городские поселения Беларуси: проблемы и перспективы развития / В. Богданович // Белорусский экономический журнал. – 2007. – № 2. – С. 39–47.

3.   Шимов В. Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы: монография / В. Н. Шимов; 2-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 239 с.