Наши конференции

В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций

VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"

IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"

IV МНПК "Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности"

I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»

VII НПК "Спецпроект: анализ научных исследований"

III МНПК молодых ученых и студентов "Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации"(17-18 февраля 2012г.)

Региональный научный семинар "Бизнес-планы проектов инвестиционного развития Днепропетровщины в ходе подготовки Евро-2012" (17 апреля 2012г.)

II Всеукраинская НПК "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения" (6-7 апреля 2012г.)

МС НПК "Инновационное развитие государства: проблемы и перспективы глазам молодых ученых" (5-6 апреля 2012г.)

I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)

I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)

V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)

V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)

VI Международная научно-практическая Интернет-конференция «АЛЬЯНС НАУК: УЧЕНЫЙ – УЧЕНОМУ» (25-26 февраля 2011 года)

К.филол.н. Панькова О.Е.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика Беларусь

Жанровые модификации в польской прозе после 1956 года

 

Тенденции, характерные для прозы XX столетия, игнорирующие либо изменяющие реалистический тип повествования, основываются на происходящих процессах трансформации единой картины мира, а также понимания сущности человека, как психически гармоничного и полностью объяснимого общественного феномена. Писатель в такой ситуации говорит о себе как о средстве познания реальности. Это означает возвращение к автобиографическим, индивидуалистическим формам. Повествование насыщается рассуждениями, рефлексией, медитацией. В изменениях прозы после 1956 года существенную роль сыграло возобновление прерванных контактов с различными направлениями мировой литературы. Место главного героя в новых произведениях принадлежит автору, биографию которого читатель узнает из внелитературных источников. Изменение роли автора влечет за собой иное отношение ко всему повествованию. С этого момента оно переходит в состояние совокупности различных мнений, имеющих индивидуальный подход к реальности. Повествовательная интрига уступает место эссеистическому изложению, которое достаточно свободно использует различные темы. В то же время функция центральной и как бы привилегированной темы принадлежит самому процессу творения. Становится более весомой роль автора как интеллектуала, литератора и писателя.

     В прозе именно этого периода, объединяющей схемы традиционного романа с элементами дневника и репортажа, появляются первые проявления структурно-жанровых изменений. Тенденция к сближению беллетристики и так называемых нелитературных жанров обусловила появление особой жанровой формы, которую Анджей Кийовский назвал «дневниково-лирическим гибридом» [1, c . 11]. Изменения в реалистическом повествовании нашли свое выражение и на основе иных принципов. Место изложения, которое представляло собой сочетание прямой зависимости и проявления внелитературной реальности, занимает изложение осмысливающее, моделирующее, конструирующее образ литературной реальности. Кризис традиционной модели реалистического повествования стал в дальнейшем причиной возникновения еще одного типа прозы. Речь идет о произведениях, в которых представление тех или иных событий связано с процессами мышления. Процесс творчества имеет прямую зависимость от восприятия произведения. Такие проявления художественной ценности человека открывают широкие возможности для развития литературы в философском аспекте. Использование стилистической техники, относящейся иногда к области языковых экспериментов и служащей посредником между индивидуумом и миром, позволяет обращаться к актуальной тематике.

Среди главных отличительных особенностей современного искусства Хосе Ортега-и-Гассет называет его дегуманизацию:

«…вне всякого сомнения, – отмечает он, – существует стремление к пуританству в искусстве, что вызывает постепенное исчезновение элементов человеческих, слишком человеческих (…) В ходе этого процесса может возникнуть ситуация, когда все относящееся к человеку станет настолько слабым, что будет почти незаметным» [2, c . 217].

Современное искусство во всех своих проявлениях – это, по мнению испанского философа, – реакция на романтическое и натуралистическое искусство XIX века, которое понималось как отражение реальности, «наблюдаемой через восприят ие ее и ндивидуумом» [2, c . 302].

Главным объектом исследований польской послевоенной литературы является человек и окружающая его реальность. Искусство, художественная форма выступают в данном случае как нечто второстепенное и служебное. Реальность существования призвана стать средством объективизации творческой индивидуальности, способом общения с читателем.

Для рассматриваемого периода характерно также появление жанровых форм, художественную основу которых составляет необходимость введения в произведение реальных лиц, ситуаций и событий, поддающихся легкой идентификации с биографией автора.

Эссеистика Чеслава Милоша объединяет в себе черты собственно эссе и воспоминаний (дневника). Автор вводит фрагменты поэтических произведений, комментарии и критические оценки, стремясь создать новую, некритическую, внежанровую форму литературности произведения. Отождествлением автора с повествователем отличается проза Анджея Бобковского ,. К рассматриваемым литературным конструкциям обращается и Г. Херлинг-Грудзиньский . Повествование, формирующееся на основе индивидуальных медитаций, отличается присутствием эмоциональности. Монологизм создает определенный интеллектуальный климат всему произведению и является свидетельством заинтересованности автора проблемами современной ему эпохи.

Такой способ восприятия реальности основывается на выборе тех или иных факторов сознания, переосмыслении их перед новым процессом творчества и открытии новых интеллектуальных значений.

  Современная польская литература вобрала в себя лучшие черты классического наследия, его демократизм, богатство художественных средств, неразрывную связь с историческими процессами и одновременно она обогащается новыми явлениями, свойственными литературным произведениям целого столетия: философской насыщенностью, психологической глубиной, своеобразными новаторскими приемами, стремлением связать эксперимент с потребностями эпохи.                                

 

Список использованных источников:

1.      Kijowski A. Kwadratura ko?a /A. Kijowski   // Tw?rczo?? . – 1960. – № 8. – S. 11–12.

2.      Ortega у Gasset J. Dehumanizacja sztuki i inne eseje / J.Ortega у Gasset   – Warszawa : PWN, 1980.– 426 s .