Наши конференции
В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций
II МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
II МНПК"Альянск наук: ученый ученому"
I Всеукраинская НПК"Образовательный процесс: взгляд изнутри"
II НПК"Социально-экономические реформы в контексте европейского выбора Украины"
III МНПК "Наука в информационном пространстве"
III МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
I МНПК "Качество экономического развития"
III МНПК "Альянс наук: ученый- ученому"
IV МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
I МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
IV МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
I НПК "Язык и межкультурная коммуникация"
V МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНПК "Качество экономического развития"
IV МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
ІІІ НПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
VI МНПК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
МНПК «Проблемы формирования новой экономики ХХI века»
IV МНПК "Образовательный процесс: взгляд изнутри"
IV МНПК "Современные проблемы инновационного развития государства"
VI МНПК «Наука в информационном пространстве»
IV МНПК "Проблемы формирования новой экономики ХХI века"
II МНПК студентов, аспирантов и молодых ученых "ДЕНЬ НАУКИ"
VII МНРК "Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины"
VI МНПК "Спецпроект: анализ научных исследований"
VII МНПК "Наука в информационном пространстве"
II МНК "Теоретические и прикладные вопросы филологии"
VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"
IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"
I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»
I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)
I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)
Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)
IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)
Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)
V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)
VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)
VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)
Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)
V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)
IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)
К.филол.н. Глазырина А.И.
Институт иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург , Российская Федерация
ЛИНГВОГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ИНТЕРАКЦИОНАЛЬНУЮ КОМПЬЮТЕРНУЮ МЕТАФОРУ И КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПОДЪЯЗЫК
Под лингвогносеологией (теорией лингвистического познания) принято понимать «общее, универсальное направление, включающее в свой состав такие дисциплины, как лингвокультурология, лингвоаксиология, этнолингвистика и др., углубляющие познание языка через его взаимодействие с разнообразными социально-психологическими факторами» [1, с.17].
Устоявшимся можно признать взгляд на метафору как на способ мышления, а не прием сравнения. Особенно актуальной в последнее время является компьютерная метафора (MIND IS A MACHINE). Тем более интересна связь компьютерной метафоры и компьютерного подъязыка в XXI веке.
Какова же вкратце эволюция компьютерной метафоры в гносеологии?
И.С. Шемет, специалист в когнитивной психологии, кратко характеризует компьютерную метафору «мозг – это компьютер» как метафору, возникшую в середине ХХ века вслед за кибернетической метафорой «человек – это машина» (см. основополагающие работы В.М. Величковского) и распространившуюся далее в XXI веке от познания вообще на психическую деятельность в целом.
Компьютерная метафора является интеракциональной: с одной стороны, мы имеем дело с «думающими машинами», имеющими свойства человеческой психики, с другой стороны, психика человека описывается в терминах компьютерных свойств: в нём есть «алгоритмы действий» и нейролингвистическое программирование [ 12 ].
Что же представляет собой компьютерный подъязык? Компьютерный подъязык – это подъязык определенной понятийной области – информатики. Несомненно, что данная предметная область чрезвычайно молода, динамична и последовательна в своем развитии.
Актуальность рассмотрения развития информатики как эволюционного процесса обусловлена, по мнению К.К. Колина, следующими факторами: 1) беспрецедентный в истории человечества процесс формирования глобального информационного общества; 2) междисциплинарное использование основных концепций и принципов информатики (в частности, метод информационного подхода и методология информационного моделирования); фундаментализация и информационно-технологическая ориентация систем образования во многих странах мира [ 3, с. 2].
Компьютерный подъязык и информатика во всем ее многообразии уникальны в том плане, что здесь расположена точка пересечения когнитологии (когитологии), психолингвистики, когнитивной лингвистики, нейролингвистики и многих других наук. Как пишет В.З. Демьянков, «…от предшествующих подходов к когниции когнитивную науку отличает степень проникновения информационно-поисковых идей и техник “вычисления” (аналог операций, осуществляемых в ЭВМ)» [цит. по: 5, с.44]. Именно в 90-е годы ХХ века лингвистика все чаще обращается к коннекционизму – « (от англ. connection – соединение, согласованность, связь) – разработанный в когнитивной науке вычислительный (компьютерный) подход к моделированию мозга, использующий искусственные нейронные сети для имитации процессов познания живых существ (включая человека) и их интеллектуальных способностей» [2].
Е.В. Лукашевич, вслед за Дж. Лакоффом, отмечает связь между когнитивной семантикой и коннекционизмом, так как «первая исследует таксономию конструктивных организаций смысла в использовании языка (метафора, метонимия, ментальные пространства и коннекторы между ними, опространствленные (spatialisation) формы и иконические построения в контексте и т.д.), а второй исследует нейронные построения , способные выступить в качестве динамической основы для таких процессов» [5, с.49].
Но коннекционизм коннекционизму рознь. Дж. Фодор и З. Пылишин указывают на тот факт, что «коннекционизм предполагает создание систем, моделирующих интеллектуальное поведение, но без хранения, поиска или каких-либо иных операций над структурированными символическими выражениями…следовательно, способ обработки информации в этих системах совершенно не похож на процесс вычисления значений некоторой функции в обычных компьютерах» [ 9, с. 232]. И далее: «…новая когнитивная наука, опирающаяся на коннекционистские сети, должна вытеснить старую, базирующаяся на классических компьютерах (машине Тьюринга и машине фон Неймана)» [ 9, с. 232]. Итак, лингвистика III тысячелетия не может «из себя» ответить на все поставленные перед ней вопросы. Именно в содружестве с информатикой, компьютерикой и компьютерным подъязыком сможет она выйти из этого методологического кризиса.
Приведем две полярные точки зрения на компьютерную метафору в современной лингвистике – одна из них принадлежит Э. МакКормаку, другая – Т. В. Черниговской (данные ученые не нуждаются в специальном представлении).
Э. МакКормак апеллирует к признанию подобия человеческого мозга и компьютерного устройства, которое выражается в том положении, что определенные когнитивные процессы воздействуют на формальные семантические структуры, ив результате этого воздействия возникают метафоры. Согласно этой концепции разум человека описывается в компьютерных терминах [ 6, с. 367]. В своей теории Э. МакКормак признает за компьютерной метафорой функцию познания, что следует из сходства между человеком и компьютером: признается возможность обоих мыслить, но не учитывается целостный процесс рационального и творческого мышления, включающий в себя и экспрессивное, и эмоциональное.
Т.В. Черниговская соглашается, что «человеческий язык – не просто одна из высших психических функций, а совершенно особая, видоспецифичная вычислительная способность мозга» [ 11, с. 72]. Также Т.В. Черниговская разделяет точку зрения О.П. Кузнецова, что «процессы работы с памятью (запись, считывание, поиск) у человека и компьютера сильно отличаются» [ 4, с. 3-23].
В итоге Т.В. Черниговская на основе теоретических рассуждений и экспериментов, которые также ведутся на кафедре общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета приходит к выводу, что «компьютерная метафора» – это не более, чем метафора. На основе одних лишь вычислительных процедур нельзя (и, видимо, никогда не удастся) ни объяснить, ни воспроизвести принципиально важные особенности психики и языка – то, что и делает человека человеком» [1 1, с. 75].
Какие же термины компьютерного подъязыка нашли наибольшее применение в компьютерной метафоре? Несомненно, это такие базовые термины, как процессор , винчестер , память , информация , обработка информации , хранение информации , интерфейс, ввод данных, вывод данных и т.д.
Приведем лишь наиболее известные примеры из научного дискурса. Так, ярчайшим примером может служить монография Ф. Джорджа «Мозг как вычислительная машина» [13]. Автор даже попытался провести прямые аналогии работы мозга с работой вычислительной машины: «кора головного мозга осуществляет хранение и анализ информации, сенсорная и зрительная кора, а также вторичные области коры участвуют в обработке поступающих данных, вторая система хранения информации расположена в височно-теменных областях и лобных долях головного мозга, подкорковые области ответственные за передачу и временн?е распределение потока информации …» [ 13, р. 385]. Автор убежден в абсолютной правомерности представления о мозге как вычислительной машине.
J.P. Shad? и J. Smith в статье «Computers of the Brain and Brainmade Computers» сравнивают оперативную память компьютера с мозжечком, а память жесткого диска с корой головного мозга [ 14, р. 13].
А.Н. Радченко в своей статье «Аналитическое исследование нейрофизиологических процессов запоминания и воспроизведения информации на условной модели» пишет: «Известные к настоящему времени гипотезы нейронной памяти не являются законченными … в лучшем случае делаются аналогии с запоминающими устройствами вычислительных машин, хотя хорошо известно, что последние, несмотря на чрезвычайное быстродействие, существенно уступают мозгу в гибкости использования запомненного материала» [ 7, с. 198].
Однако в последние десятилетия многие авторы (например, У.Р. Матурана (H.R. Maturana), Т. Виноград (T. Winograd)) подвергают критике, во-первых, примат аристотелевской логики и, во-вторых, любые аналогии с компьютером [15].
Компьютерный подъязык и компьютерная метафора не только односторонне влияют на нейролингвистику и физиологию. Как отмечает З.Г. Салихов, «имеется больш?я потребность в создании общей терминологии и обозначений, обусловленная тем, что теория, техника и эксплуатация устройств автоматического управления непрерывно пополняются новыми методами, принципами, средствами, приемами, заимствованными из самых различных областей физики, техники и физиологии живых организмов, включая результаты исследования мозга человека» [ 8, с. 4].
Итак, подводя итог вышесказанному необходимо признать, что, во-первых, компьютерный подъязык вслед за соответствующей предметной областью эволюционирует скачкообразно, во-вторых, существуя и эволюционируя, он «питает» компьютерную метафору. Использование компьютерной метафоры в научном дискурсе может трактоваться неоднозначно, но одно очевидно – с помощью менее сложного проще описать более сложное.
Обращение к компьютерной метафоре чрезвычайно высоко в настоящее время: к ней апеллируют психология (когнитивная психология и психология труда в частности), социология, лингвистика (когнитивная лингвистика и нейролингвистика в частности), терминоведение и терминография.
Особенно перспективным представляется изучение компьютерной метафоры «изнутри» – на материале терминов компьютерного подъязыка в его национальных вариантах – русском и английском. Сопоставительное изучение этой модели наверняка принесет массу новых интересных фактов, требующих досконального изучения и развернутой интерпретации [2].
Список использованных источников:
1. Журавлев С.А. Идеологемы и их актуализация в русском лекскографическом дискурсе : дис. ... канд. филол. наук : спец. 10.02.01 «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание» / С.А. Журавлев. – Йошкар-Ола, 2004. – 203 c.
2. Глазырина А.И. Контактная лингвистика как основа анализа русского компьютерного подъязык / А. И. Глазырина // Образование и наука. Приложение 1. – 2006. – №1. – С. 116 – 123.
3. Колин К.К. Эволюция информатики / К. К. Колин // Информационные технологии. – 2005. – N 1. – С. 2 – 16.
4. Кузнецов О.П. Неклассические парадигмы искусственного интеллекта / О. П. Кузнецов //Теория и системы управления. – 1995. – N5. – С. 3-23.
5. Лукашевич Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогностический анспект : Монография / Под ред. и с вступ. ст. В.А. Пищальниковой. – М.; Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 234 с.
6. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры / Э. МакКормак // Теория метафоры. – М., 1990. – 512 с.
7. Радченко А.Н. Аналитическое исследование процессов запоминания и воспроизведения информации на условной модели/ А. Н. Радченко // Кибернетические аспекты в изучении головного мозга. – М.; Наука, 1970. – С. 198-215.
8. Салихов З.Г. Терминология основных понятий автоматики: Учебно-справочное пособие / З. Г. Салихов. – М.: МИСиС, 2002. – 126 с.
9. Фодор Дж., Пылишин З.. Коннекционизм и когнитивная структура: критический обзор // Язык и интеллект. Сб. / Пер. с англ. и нем. / Сост. и вступ. ст. В.В. Петрова. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. – С. 230-213.
1. ФЭС – Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ariom.ru/wiki/Konnekcionizm
2. Черниговская Т.В. Язык, мозг и компьютерная метафора / Т.В. Черниговская // Человек. – 2007. – №2. – С. 63-75.
3. Шемет И.С. От компьютерной метафоры психики к информационной парадигме психологии (Доклад на юбилейной конференции «125 лет Московскому психологическому обществу», Москва, 2010) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.shemet.info/go.php?plugin=articles&id=4
4. George F.H. The Brain As a Computer / А. Р. George. – London: Pergamon Press, 1961. – 413 p.
5. Shad? J.P., Smith J.. Computers of the Brain and Brainmade Computers // Computers and Brain. Ed. by J.P. Shad? and J. Smith. Amsterdam [a.o.], Elsevier, 1970. – P. 9-13.
6. Winograd T., Flores F. Understanding Computers and Cognition : A New Foundation for Design / T. Winograd, F. Flores. – 3 rd print. – Reading, etc : Addison-Wesley, 1986. – 207 p.