Наши конференции

В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций

VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"

IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"

IV МНПК "Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности"

I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»

VII НПК "Спецпроект: анализ научных исследований"

III МНПК молодых ученых и студентов "Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации"(17-18 февраля 2012г.)

Региональный научный семинар "Бизнес-планы проектов инвестиционного развития Днепропетровщины в ходе подготовки Евро-2012" (17 апреля 2012г.)

II Всеукраинская НПК "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения" (6-7 апреля 2012г.)

МС НПК "Инновационное развитие государства: проблемы и перспективы глазам молодых ученых" (5-6 апреля 2012г.)

I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)

I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)

V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)

V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)

VI Международная научно-практическая Интернет-конференция «АЛЬЯНС НАУК: УЧЕНЫЙ – УЧЕНОМУ» (25-26 февраля 2011 года)

К.мед .н . Наймушина А.Г.

Тюменский государственный нефтегазовый университет , Российская Федерация

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИИ

 

В работах Ф. З. Меерсона, Б. И. Ткаченко, Р. М. Баевского , В. И. Медведева, Г. Н. Крыжановского , H. Selye , P. W. Gold et al ., G. Mastorakos показано, что стресс является универсальной компенсаторно-приспособительной реакцией организма в ответ на действие социальных и психоэмоциональных факторов, которые наряду с природными и техногенными причинами обуславливают дестабилизацию существования человека в меняющихся условиях окружающей среды. Характерно, что внимание ученых сосредоточено на изучении стрессоров, интенсивность воздействия которых выходит за рамки обычной жизнедеятельности человека. В то время как комплексных исследований процесса адаптации при длительном психоэмоциональном напряжении (синоним: психоэмоциональный стресс – ПЭС) у лиц с устойчивыми базовыми социальными характеристиками (высокий уровень образования и самоактуализации , профессиональная адаптация и стабильный брачный статус) мы не встретили.

Цель исследования: Изучить адаптивные механизмы реакции системы кровообращения и высшей нервной деятельности (ВНД) у субъективно здоровых мужчин и женщин 25-55 лет с устойчивыми базовыми социальными характеристиками в состоянии ПЭС.

Материалы и методы исследования: проведено стандартное клиническое обследование и анализ стрессоустойчивости по шкале T. H. Holmes , R. H. Rahe (1982) у 5274 человек (1822 женщин и 3452 мужчин). В экспериментальной группе у 1345 пациентов в состоянии ПЭС   провели психодиагностическое тестирование (тест J . Taylor , тест Н. J. Eysenk , тест S. L. Bem ) и Эхо-КГ, суточное мониторирование АД и ЭКГ,

Результаты исследования. Дифференциальный клинико-анамнестический анализ в экспериментальной группе выделил ряд синдромов, различающихся по характеру установленных факторов риска, разновидности симптомов дисфункции ССС и эмоционально-аффективных расстройств. Распространенность АГ у мужчин составила 84‰, у женщин – 37,7‰. У женщин первое место занимали пограничные психические расстройства (ППР) – 58,6‰, а у мужчин – 13,65 ‰. У 153 мужчин ( 29 ‰) и 169 женщин (32‰) наблюдали картину неспецифического астенического синдрома (АС).

У большинства мужчин и женщин в состоянии ПЭС были зарегистрированы объективные признаки вегетативной дисфункции по данным бифункционального мониторирования АД и ЧСС, анализе вариабельности сердечного ритма (ВСР). Анализ заключений СМАД и ЭКГ у мужчин с АГ свидетельствовал о высокой активности симпатической нервной системы (у 50% мужчин с АГ отмечено стойкое повышение АД в течение суток на фоне недостаточного снижения АД ночью и недостаточное снижение ЧСС ночью – у 63% мужчин) на фоне неспецифических изменений волновых характеристик ВСР. У лиц с АС успешная адаптация ССС к стрессовым нагрузкам определялась вегетативным гомеостазом. По данным СМАД у всех женщин вне зависимости от характера дисфункции зафиксировано достоверно более высокое АД ( Р < 0,01**) в сравнении с офисным измерением, что может быть расценено как объективное свидетельство более высокой степени эмоционального напряжения у них. При анализе спектральных показателей ВСР выявлена доминирующая активность волн VLF диапазона у 44% у пациенток с АГ, 80% женщин с ППР и 45% женщин с АС , что косвенно указывает на преобладающее влияние корково – лимбических отделов головного мозга на регуляцию сердечного ритма.

У лиц с впервые диагностированной АГ выявили эхокардиографические признаки гипертрофии левого желудочка (ЛЖ), которые свидетельствовали о более раннем вовлечении морфофункциональных параметров сердца в развитие компенсаторно-приспособительной реакций на повышение АД, в сравнении с сосудистым компонентом. Практически у половины мужчин с ППР и АС и у 1/3 женщин с ППР зафиксированы признаки гемодинамически незначимых морфологических изменений сердца (пролапс митрального клапана, добавочная диагональная хорда в полости ЛЖ).

Близость конкретных характеристик ВНД: экстраверсии – интроверсии, нейротизма и фактора психологического пола обуславливала сходство физиологических проявлений адаптации и дизадаптации ССС у мужчин и женщин при ПЭС. Сочетание экстраверсии, высоких показателей шкал нейротизма , высокомаскулинный психологический пол у мужчин и женщин провоцировало развитие АГ. С другой стороны, интроверсия, высокий уровень тревожности и высокофеминные черты личности предопределяли развитие ППР у лиц обоих полов.

Успешная адаптация у мужчин и женщин к стрессовым нагрузкам определялась вегетативным гомеостазом, амбивертностью и андрогинным психологическим полом. У мужчин исполнительные механизмы адаптации отличаются высокой реактивностью, и быстрый ответ на стрессовый раздражитель осуществляется у них через прямую иннервацию концевых органов ( end – organ ), сопровождается гиперактивностью симпатической нервной системы, развитием АГ, гиперхолестеринемией , ранним атеросклерозом аорты и гипертрофией ЛЖ. У женщин основная защитная нагрузка лежит на управляющих регуляторных механизмах и сопряжена с изменением функционального состояния лимбико-ретикулярного комплекса, играющего ключевую роль в патогенезе ППР.