Наши конференции

В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций

VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"

IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"

IV МНПК "Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности"

I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»

VII НПК "Спецпроект: анализ научных исследований"

III МНПК молодых ученых и студентов "Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации"(17-18 февраля 2012г.)

Региональный научный семинар "Бизнес-планы проектов инвестиционного развития Днепропетровщины в ходе подготовки Евро-2012" (17 апреля 2012г.)

II Всеукраинская НПК "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения" (6-7 апреля 2012г.)

МС НПК "Инновационное развитие государства: проблемы и перспективы глазам молодых ученых" (5-6 апреля 2012г.)

I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)

I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)

V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)

V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)

VII Международная научно-практическая конференция "Наука в информационном пространстве" (29-30 сентября 2011г.)

К.ф.н. Гречухина И.Д.

Академия таможенной службы Украины, г . Днепропетровск

О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ЗВУКОВОЙ ОБРАЗНОСТИ (на материале лексики древнеанглийской поэзии)

 

Категория образности интенсивно разрабатывается в языковедении (А. И. Чижик-Полейко , М. И. Черемисина, Н. А. Лукьянова), однако единой точки зрения не неё не выработано. Образность может трактоваться в узком и широком смысле. В первой трактовке образность сводится к переносному типу (чаще метафорическому, реже ? метафорическому и метонимическому), во второй ? под ней понимается способность слова вызывать зрительные, слуховые, осязательные, моторно-двигательные и другие представления об обозначаемом .

Анализируя образные слова в составе древнеанглийской поэтической лексики (под которой понимают слова, встречавшиеся исключительно в поэзии, а также слова в тех значениях, которые зафиксированы только в поэзии), лингвисты выделяют, прежде всего, так называемые кеннинги . Под кеннингами в работах по древнегерманской поэтике традиционно понимают метафорические (некоторые относят к ним и метонимические) перифрастические обозначения, служащие для обозначения ключевых понятий поэзии (Бога, вождя, воина, оружия, меча, стрелы, копья, корабля, моря и т. д.). Особенности этого типа слов в древнеанглийской поэзии подробно описаны такими учёными, как J. W. Rankin , H . Marquardt , Th . Gardner , A . Portengen ,

М. И. Стеблин-Каменский, Н. В. Феоктистова. Кеннинги являются очень заметной частью поэтического словаря, однако образная лексика в древнеанглийской поэзии ими не исчерпывается.

Внимание исследователей не привлекали слова со звуковой образностью, хотя их суммарное количество превышает 100 единиц (общее количество поэтизмов в древнеанглийский период, по нашим подсчётам, ? около 4400). По структуре древнеанглийские поэтизмы со звуковой образностью представляют собой сложные слова, по частеречной принадлежности ? имена, главным образом существительные.

Исследователи звуковой образности обычно выделяют два её вида: звукоподражание, т.е. подражание звукам (русск. бульк-бульк, англ. ding - dong ) и звукоизображение ( ж ук упал и встать не мо ж ет, ж дёт он, кто ему помо ж ет; в этом примере «ж» передаёт жужжание жука). В языке древнеанглийской поэзии мы сталкиваемся со звуковой образностью иного вида: саморифмующими и самоаллитерирующими словами.

Подчеркнём, что, если в поэзии многих европейских народов аллитерация ? это необязательный, факультативный, индивидуально-авторский приём, состоящий в повторении одинаковых согласных для создания определённого звукового образа ( ср . « ч уждый ч арам ч ёрный ч елн» у Бальмонта), то в древнеанглийской поэзии она, наряду с ритмом, являлась основным формообразующим элементом стихосложения. Аллитерация в древнеанглийском стихе представляет собой созвучие двух или трёх начальных согласных в сильноударных слогах долгой строки. Традиции аллитерационной поэзии коренятся в глубинах общегерманской эпохи. Практически вся древнеанглийская поэзия (единственным заметным исключением является «Рифмованная поэма») написана аллитерационным стихом. Христианизация страны и, особенно, французская литература, утвердившаяся в Англии после нормандского завоевания, привнесли в английскую поэзию новые сюжеты, стиль и более космополитическую, чем аллитерация (определение О. А. Смирницкой), рифму. В XIV веке аллитерационная поэзия вновь ненадолго появилась в письменной литературе (так называемые Аллитерацинное возрождение, последняя поэма которого, «Шотландское поле», датируется 1515г.), но по своим жанровым, метрическим и лексическим характеристикам знаменитые поэмы позднего средневековья, использующие аллитерацию, существенно отличаются от древнеанглийских .

В саморифмующих словах, встречающихся в древнеанглийской поэзии, рифмуются первый и второй компоненты: h ? ahfr ? a , f ? cent ? cen (поэма «Христос»), nearosearu (поэмы «Судьбы апостолов», «Елена»), ? r ў ? sw ў ? (« Беовульф »), foldbold (« Беовульф »), h ? ah ? r ? a («Книга бытия»), sundorwundor («О тщеславии человеческом»), waro ? faro ? («Андрей»), weallsteall («Скиталец»), borgsorg , grorntorn , wr ? cf ? c (вс е- в «Рифмованной поэме»).

В самоаллитерирующих словах повторяются начальные согласные звуки первого и второго компонентов: b ? lbl ў s («Даниил», «Исход»), d ? a ? dena («Христос», «Феникс»), fr ? о rigfer ? (« Гудлак »), fyrngeflit («Елена», «Юдифь»), g ? omorgidd («Андрей», « Беовульф »), goldgiefa (« Беовульф », «Юдифь», « Морестранник »), heardhicgende (« Беовульф »), helleh ? ft ( a ) (« Беовульф », «Христос и Сатана»), lagul ? d («Андрей», «Скиталец»), lyftl ? cende («Даниил», «Елена», « Гудлак », «Юлиана»), s ? rslege («Андрей», « Гудлак », «Юлиана»), t ? ddort ? onde («Исход», «Книга бытия»), w ? lwulf («Андрей», « Беовульф »), willwong («Феникс») и другие.

Саморифмующие слова весьма немногочисленны (их 12). Показательно, что больше всего их встречается в «Рифмованной поэме», построенной на использовании рифмованного стиха. Самоаллитерирующих слов больше (около 100). Такое соотношение является отражением доминирующей роли аллитерации в древнеанглийской поэзии. Рифма в древнеанглийской поэзии встречалась лишь спорадически.

Саморифмующие и самоаллитерирующие слова ? это частный, на лексическом уровне, случай использования рифмы и аллитерации в поэзии англосаксов. Не будучи основным разрядом образной лексики, слова со звуковой образностью играли свою роль: увеличивая число созвучий в строке, они усиливали выразительность стиха.