Наши конференции

В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций

VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"

IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"

IV МНПК "Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности"

I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»

VII НПК "Спецпроект: анализ научных исследований"

III МНПК молодых ученых и студентов "Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации"(17-18 февраля 2012г.)

Региональный научный семинар "Бизнес-планы проектов инвестиционного развития Днепропетровщины в ходе подготовки Евро-2012" (17 апреля 2012г.)

II Всеукраинская НПК "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения" (6-7 апреля 2012г.)

МС НПК "Инновационное развитие государства: проблемы и перспективы глазам молодых ученых" (5-6 апреля 2012г.)

I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)

I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)

V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)

V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция "Проблемы формирования новой экономики ХХI века" (22-23 декабря 2011г.)

К.ф.-м.н . Ковалева И.Н., Саркисян Т.И.

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» в г . Георгиевск Ставропольского края, Российская Федерация

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА И ФОРСАЙТ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ

Обострение конкуренции приводит к сокращению жизненного цикла продукции, что вынуждает правительства отдельных стран и руководителей компаний поддерживать и развивать свои конкурентные преимущества в первую очередь за счет разработки и вывода на рынки инновационных товаров и услуг. Формируются специальные программы, определяющие приоритетные области развития науки и технологий. Впервые такая попытка была предпринята в 1950-е годы корпорацией RAND, позже эту идею подхватили японцы.

Так, в начале 1980-х годов в США стартовал национальный проект по разработке «критических технологий», позже к поиску приоритетов инновационного развития подключились многие страны Европы, Азии, Латинской Америки, причем и государства с переходной экономикой.

Методы, преимущественно используемые в таких проектах и получившие обобщающее название форсайт – «предвидение», зарекомендовали себя как наиболее эффективный инструмент выбора приоритетов в сфере науки и технологий, а в дальнейшем – и применительно к более широкому кругу проблем социально-экономического развития. Форсайт – это организованная как систематический процесс, попытка заглянуть в будущее науки, технологии, экономики и общества с целью оценки научных и технологических достижений и определения важнейших направлений стратегических исследований и сфер, где могут появиться технологии, способные принести наибольшие выгоды обществу.

Необходимость проведения форсайтов в каждом регионе как на микроуровне, так и в масштабах мировой экономике явна и она определена усиливающейся конкуренцией в мире и в стране, ограничением государственного финансирования, возрастающей сложностью решаемых в регионе проблем, повышением роли научной и технологической компетенции при выборе и осуществлении инвестиционных проектов в регионе, потребностью учета интересов всех групп интересов региона – бизнеса, населения, власти при определении направлений развития и достижения согласия в этих интересах, необходимостью доведения разработок ученых региона и страны до практики [1].

Форсайт решает главную задачу регионального развития сегодняшнего дня – повышения конкурентоспособности региона. Кроме этого, региональный форсайт имеет своей целью способствование усилению промышленной конкурентоспособности и расширять торговый потенциал региона и стимулирование положительных эффектов в сфере экономики, охраны окружающей среды и социального обеспечения на национальном и региональном уровнях, а также формулирование инновационный подход в политике и программы НИОКР.

Форсайт – понятие, во многом схожее с прогнозированием (разработка научно обоснованных суждений о возможных состояниях в будущем некоторого объекта на основе определения сложившихся тенденций его развития).

Долгосрочное прогнозирование принципиально отличается от среднесрочного по характеру решаемых задач и по методологии.

Долгосрочное прогнозирование как вид научно аналитической деятельности обладает рядом специфических свойств, нуждающихся в подробном изучении и пока в значительной мере, не нашедших адекватного описания.

Субъективность прогноза заключается в анализе результатов действий крупных участников (или в сопровождении решений, принимаемых конкретным игроком) [2].

Соответственно, ключевым элементом долгосрочного прогноза является оценка конфигурации интересов и потенциалов важнейших компонентов, деятельность которых будет оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие.

Тренды, относительно устойчивые в среднесрочном периоде развития (3-5 лет), не только исчерпываются, но и создают крупные проблемы, становясь производными от действий субъектов экономики. Даже для таких параметров развития, как, к примеру, структура производства и потребления базовых ресурсов, весьма устойчивых в среднесрочной перспективе, в рамках долгосрочного прогноза требуется специально определять законы их изменения.

Среднесрочный прогноз основан главным образом на учете устойчивых тенденций, которые корректируются лишь с изменениями в государственной политике (они, как правило, приводят к существенным макроэкономическим результатам вне рамок такого прогноза). Долгосрочный прогноз определяется преимущественно решениями, принятыми различными субъектами, имеющими собственные цели, интересы и ресурсы для их реализации.

Можно сделать вывод: чем дальше горизонт прогнозирования, тем меньше остается «закономерностей» и тем большую роль играют решения и действия хозяйствующих субъектов.

В долгосрочном прогнозе ключевое значение приобретает анализ технологического развития. Он призван ответить на вопросы, какую роль для той или иной отрасли будут играть технологические ограничения (обеспечивается ли требуемый для преодоления ресурсных лимитов уровень роста эффективности использования ресурсов) и создаются ли предпосылки для выхода продукции на новые и развивающиеся рынки.

К наиболее важным признакам стратегического подхода к долгосрочному прогнозированию относятся: высокая степень неопределенности развития в длительной перспективе, наличие явных субъектов со своими интересами и ресурсами, наличие само воспроизводства ресурсов (замкнутых обратных связей) в пределах прогнозного периода, инновационность (неизбежное изменение структурных пропорций, появление новых игроков, ресурсов, иных типов мотивации и др.); важность качественного описания будущего (желаемого либо как «системы угроз») [3].

В ряде важных с точки зрения практики случаев долгосрочный прогноз становится «ретроспекцией будущего». Он отвечает на вопрос о принципиальной достижимости целевых параметров, требуемых для этого ресурсах и мерах, возможных траекториях. В силу этого логика прогноза здесь становится обратной – от целевого уровня к текущей ситуации.

Среднесрочный прогноз, как правило, не предполагает принципиальных изменений в характере воспроизводственных процессов, управлении экономикой, позиционировании на рынках (максимум возможного на 3-5-летнем горизонте, пожалуй, налоговые новации и изменения цен естественных монополий).

В более длительном периоде неизбежно появление радикальных инноваций в различных сферах экономики. Долгосрочный прогноз – это фактически предвидение влияния на экономическое развитие новых факторов и тенденций.

Особенностью долгосрочного научно-технологического прогноза является значительный уровень неопределенности и высокая «цена вопроса» при принятии ошибочных решений.

Так, даже в рамках самых «мягких» технологий формирования подобного прогноза, учитывающих позицию и видение широкого круга реальных участников технологического процесса, удается, как правило, зафиксировать только общие перспективные направления технологического прогресса. Но «угадать» конкретные прогрессивные решения удается редко, поэтому реализуется близкий к задуманному вариант развития.

Однако неудачный прогноз, особенно при чрезмерной концентрации на малоперспективном направлении, чреват для компании полной утратой конкурентных позиций на соответствующем направлении. Тем более высоки риски при традиционных, административно-ориентированных, способах выбора приоритетов[4].

Другими важнейшими аспектами развития регионов и в свою очередь являющиеся решениями проблем формирования сбалансированного экономического пространства определены как кластеры и экономические зоны. Формирование кластеров, создание агломерации и ОЭЗ прежде всего окажет влияние на экономическое развитие региона, и уже как следствие – на социальное.

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением процессов интеграции и повышением степени открытости национальных экономик. Одной из важных составляющих реализации программы дальнейшей интеграции российского бизнеса в мировую экономику, сохранения традиционных и поиска новых рынков сбыта продукции российского производства, создания условий для привлечения местных и иностранных инвестиций является создание особых экономических зон (ОЭЗ)[5].

ОЭЗ получили широкое распространение в мировой хозяйственной практике. По оценкам специалистов, в начале 90-х годов в мире функционировало более 1 тыс. таких зон, причем их число неуклонно растет.

Создавая ОЭЗ, государства ставят перед собой разные задачи, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический. Экономические цели сводятся к следующему – это привлечение иностранного и национально капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур; расширение экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства; ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ; рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. Социальные цели: ускорение развития отсталых регионов; повышение занятости населения, создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления; удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка. Научно-технические цели – это привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; ускорение инновационных и внедренческих процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов.

В российской истории начала 1990-х годов в целях обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания благоприятных условий для привлечения иностранного капитала и технологий, совершенствования передовых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике предпринимались попытки создать зоны со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности – свободные экономические зоны. Правовое регулирование создания и функционирования этих зон осуществлялось не законом, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций[6]. Это привело к тому, что свободные экономические зоны трансформировались в оффшоры. Компании регистрировались на территории свободной экономической зоны, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами. В результате цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты.

В 2008 году были принят федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ». В соответствии с положениями Закона особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

Основные цели создания ОЭЗ сводятся к тому, что формирование ОЭЗ позволит обеспечить: дополнительное привлечение отечественных и иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, содействие выравниванию уровня экономического развития регионов, развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития; создание новых высококвалифицированных рабочих мест.

Однако при избранном подходе к созданию и функционированию ОЭЗ совокупные затраты бюджета и транзакционные издержки могут оказаться гораздо выше, чем их возможная инвестиционная отдача. Поэтому более рациональным было бы создание сети частных промышленных свободных зон и научно-технических парков с минимальным административным контролем.

Развитие межрегиональной интеграции не только не является целью создания ОЭЗ, но и, по сути, ей противодействует. Причем решающее значение здесь имеет не столько ограничение по площади (хотя и оно представляется слишком жестким), сколько запрет на создание ОЭЗ на территории нескольких муниципалитетов. Часто для развития кластера создание именно таких запрещенных законодательством ОЭЗ может оказаться жизненно необходимым[7].

При этом каждый регион может подать заявку на создание нескольких ОЭЗ. Если каждая из них имеет большое значение для создания кластера, а положительное решение не будет приниматься в комплексе, то маловероятно получение общего позитивного результата.

Например, в таком регионе Северо-Кавказского Федерального округа Российской Федерации, как Кавказские минеральные воды целесообразно было бы и имело бы актуальность создание туристско-рекреационных ОЭЗ, ориентированных на оздоровительный отдых. В отличие от ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов, туристско-рекреационная ОЭЗ может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований. А также ОЭЗ сельского и производственного типа на территории Края в целом[8].

Кластер (в экономике) – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности.

В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования.

Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повышают производительность, инновационность , конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данном регионе фирмах.

Феномен кластера, как объекта экономической агломерации взаимосвязанных предприятий на некоторой территории, известен со времен ремесленного производства. Но, только начиная с последней четверти XX века, промышленные кластеры начали проявлять себя как важный фактор экономического развития регионов. Среди экономистов во всем мире находит все большее признание точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития. Такие регионы – лидеры определяют конкурентоспособность национальных экономик[9]. Однако существует потребность в более точной концептуализации того, что представляют собой кластеры и связанные с ними явления, чтобы проводить исследования кластеров и делать выводы для экономической политики. С этой целью в данной статье предпринимается попытка выделить основные свойственные кластерам характеристики, а также обозначить круг нерешенных вопросов.

Список использованных источников:

1. Борисевич В.И.Прогнозирование и планирование экономики / В.И. Борисевич, Г.А.Кандаурова , Н.Н. Кандауров . – М.: ИНФРА-М, 2004. – 152 с .

2. Стратегическое планирование: учебник / под ред. А.Н. Петрова – СПб.: Общество «Знание», 2007. – 200 с .

3. Лычкина Н.Н. Системы принятия решений в задачах социально-экономического развития регионов / Н.Н. Лычкина . – М.: Амалфея , 2005. – 142 с.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник/А.Г. Гранберг – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007

5. Лайченкова Н.Н. Об особых экономических зонах на территории Российской Федерации / Н.Н. Лайченкова // Современный бухучет. – 2009. – № 4.

6. Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны/ А.И. Реут // Современное право. – 2009. – № 5.

7. Скоч А. Особые экономические зоны как эффективный механизм региональной кластерной политики государства / А. Скоч // Общество и экономика. – 2009. – № 7–8. – С. 202–214.

8. О мерах по реализации на территории СКФО.

9. Третьяк В.П. Кластеры предприятий / В.П. Третьяк. – 2-е изд., доп. и перераб . – Иркутск, 2009. – 220 с .