Наши конференции

В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций

VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"

IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"

IV МНПК "Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности"

I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»

VII НПК "Спецпроект: анализ научных исследований"

III МНПК молодых ученых и студентов "Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации"(17-18 февраля 2012г.)

Региональный научный семинар "Бизнес-планы проектов инвестиционного развития Днепропетровщины в ходе подготовки Евро-2012" (17 апреля 2012г.)

II Всеукраинская НПК "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения" (6-7 апреля 2012г.)

МС НПК "Инновационное развитие государства: проблемы и перспективы глазам молодых ученых" (5-6 апреля 2012г.)

I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)

I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)

V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)

V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)

VII Международная научно-практическая Интернет-конференция "АЛЬЯНС НАУК: УЧЕНЫЙ – УЧЕНОМУ" (15-16 марта 2012 года)

К.ф.н. Бубекова Л.Б., Галеева З.И.

Елабужский институт Казанского федерального университета, Российская Федерация

СЕМАНТИКА УМОЛЧАНИЯ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ

Современное общество накопило огромное количество средств общения, средств речевого воздействия. Это и косвенные способы выражения мысли, и описательные обороты, заменяющие прямые наименования, – перифразы, многочисленные эвфемизмы, и более сложные способы вуалирования речи, среди которых тайноречение , эзопова речь, подтекст, косвенные речевые акты. С помощью семантики умолчания читатель испытывает радость сотворчества с автором, так как умолчание помогает домысливать текст сообщаемого.

Семантика умолчания как самостоятельное значение в русском языке объединяет в себе многочисленные прагматические задачи говорящего: заинтересовать, сказать так, чтобы не обидеть, приукрасить, создать адресату условия для сотворчества, ввести в заблуждение, обмануть, сделать речь убедительной, не вызывающей возражения.

Умолчание стало предметом пристального внимания лингвистов лишь в последней четверти ХХ в . До этого момента умолчание рассматривалось как категория стилистики, поэтики, риторики или как элемент фабулы художественного произведения. Качественно новым подходом к умолчанию явились работы О.Б. Акимовой [1999], Е.П. Сеничкиной [2003], А.А. Андреевой [1999], О.В. Пузановой [1998], Р.К. Каирбековой [1988].

Анализ плана выражения передачи семантики умолчания показывает, что опосредованная передача информации базируется на семантической неполноте, неопределенности языковой единицы, употребленной на месте ситуативно заменяемой. Семантика умолчания использует все виды неопределенности. Категория неопределенности является базовым значением для передачи семантики умолчания.          

Нашему пониманию передачи семантики умолчания наиболее близка точка зрения Е.П. Сеничкиной , которая рассматривает средства выражения семантики умолчания с позиций функциональной лингвистики. Мы считаем, что «семантика умолчания в современном русском языке – это самостоятельное значение и оно являет собой функционально-семантическую структуру, план содержания которой характеризуется принципиальной редукцией информации». Как и другие функционально-семантические значения, умолчание в современном русском языке выражается системой разноуровневых языковых средств: лексических, синтаксических, графических [3, с. 307]. В текстах песен современных авторов семантика умолчания выражается различными способами. Наиболее характерным является употребление неопределенных местоимений.

Проанализировав тексты песен современных авторов – Земфиры, Максим, Нюши , Ивана Дорна, Димы Билана, Веры Брежневой, ВиаГры , Басты , Бандэроса и др., – мы выделили следующие средства выражения семантики умолчания в текстах песен современных авторов: указательные местоимения, неопределенные местоимения, относительные местоимения, существительные, прилагательные, глаголы, наречия с семой «умолчать» , графические средства выражения семантики умолчания.

Указательные местоимения выражают семантику умолчания, в частности, если указательное местоимение употребляется при предикатах с отрицательной оценкой и является семантическим оператором. Указательные местоимения такую, этот, этой, того, таких, такое, такие, то, та выполняют функцию качественного прилагательного, но из-за прономинального способа отображения действительности качество, переданное местоимением, содержит долю неопределенности. Полагаем, что местоимение такой выражает в подобных употреблениях семантику умолчания. Например: «И хорошо, что он не знает про такую как я, И что в мечтах моих ванильные снежинки – зима» (Максим «Мой рай»), «Иду один и вот она ты, А за тобой еще таких три. Нет, нет, не сегодня точно Такое уже было, причем прошлой ночью» (Иван Дорн «Так сильно»), «Еще недавно говорила ты со мной о любви, Я до сих пор храню в сердце эти признания твои. Ну почему оказалось это пустыми словами? А я ведь верил в серьезность того , что между нами» (Дима Билан и Б аста «Я сильней»).     

«Неопределенные местоимения дают общее, приблизительное указание на предмет или признак и оставляют невыясненным, неизвестным, точно не определенным конкретное представление о предмете, лице, качестве, свойстве, принадлежности предмета» [1, с. 406].

Неопределенное местоимение кое-что для выражения семантики умолчания используется в значении «некоторые вещи». Кое-что употребляется в случае, когда у говорящего есть намерение умолчать о предмете речи: «умолчать, скрыть от посторонних предмет речи, намекнуть на его важность для собеседника» [2, с. 408]. Например: «Мы не хаваем то, что подают в новостях И в наших часах кое-что другое вместо песка» (Баста и Бумбокс «Здесь даже солнца не видно»). Неопределенное местоимение что-то является распространенным средством выражения семантики умолчания в значении «некий предмет, точно не называемый». Например: «Если хочешь, дай ответ, Было что-то или нет» ( Нюша «Другая»), «Ты так и не видела, Как я люблю тебя, Или со мной что-то не то» (Иван Дорн «Северное сияние»).

Относительные местоимения также являются средством выражения семантики умолчания в текстах песен современных авторов, но они менее частотны. При анализе песен мы выделили только один случай употребления относительных местоимений – местоимение кому. Оно употребляется в роли эвфемизма: «Эти серые лица не внушают доверия Т еперь я знаю кому поет певица Валерия» (Земфира « Ариведерчи »).

Среди лексических средств выражения семантики умолчания наиболее яркими являются глаголы молчать, промолчать, скрывать . Например: Нюша – «Всё в твоих руках, можно выбирать – Молчать или кричать» («Не перебивай»), Земфира – «Ты мне предложишь быть снова вместе, Я промолчу исподлобья робко…» (« Траффик »), Баста – «Они не знают меня, я научился скрывать себя от глаз…» («Обернись»), «И выбор невелик – молчать или быть убитым…» («Здесь даже солнца не видно»).

Использование существительных и прилагательных с семой «умолчать» в качестве средства выражения семантики умолчания менее частотно . Например, «Близость раскрывает тайн ы чужих душ» («Обернись» Баста), «Эта земля, хранящая тысячи тайн …» («Россия» Баста), « Backstage скрыт от глаз посторонних, Нас хоронят заживо, но помнят даже мертвыми» («Кастинг» Баста), «Ты ответ той неразгаданной загадки» («Не перебивай» Нюша ).

С этой же целью употребляются и наречия. Так, наречие тайно используется в тексте песни ВиаГры «Лучик мой любимый»: «Я молюсь и тайно плачу П отому, что без тебя – моего единственного путеводителя, Моё прошлое кажется пустым, как небо без Бога» .

  Среди синтаксических способов выражения семантики умолчания выделяется синтаксическая редукция и парцелляция. Семантическая редукция проявляется в тексте песни Нюши «Больно»: «Сколько думать не делая , Сколько ждать от любви тепла, И понимать , но бояться всё сказать» . «Рубленый синтаксис» характерен для текстов песен Земфиры, например: «Не учили в глазок посмотреть... И едва ли успеют по плечи... Я разобью турникет И побегу по своим... Обратный change на билет. Я буду ждать, ты звони. Мои обычные в шесть. Я стала старше на жизнь, Наверное, нужно учесть...» (Земфира « Ариведерчи »).

Семантика умолчания в текстах песен современных авторов может выражаться и при помощи графических способов – …, ***. Многоточие используется авторами песен для обозначения неопределенности и незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи. Например: «Бабка сверху, среди ночи набирает Нервно "02" в мою пользу, Но в меня летит тарелка… » ( Бандэрос «Я не люблю тебя») . «***» и спользуется для умолчания нецензурной лексики. При прослушивании песни места с *** « запикиваются ». «Чувствую *** прозой московских дворов, Звучащий в унисон с голосами других городов» (Баста «Кастинг»), «Здесь даже солнца не видно, говорят З десь *** ловить но, но мы Мы в собственном ритме Мутим то, что помогает жить нам» (Баста и Бумбокс «Здесь даже солнца не видно»).

Современная музыка имеет много разновидностей: hip-hop , R-n-B , поп, рок и т.д., которые в свою очередь разветвляются еще больше. Тексты песен для каждого музыкального направления имеют свои особенности, но их всех объединяет одно – все они принадлежат к направлению постмодернизм. Постмодернизм тяготеет к неопределенности, делая это понятие одним из центральных в своей интеллектуальной практике. Поэтому тексты песен современных авторов несут в себе прагматическую направленность на слушателя, обусловленность коммуникативными нормами, культурными и этническими традициями современного молодежного социума. Умолчание используется авторами как индикатор интимных переживаний, политического и социального дискурса . Ярким представителем постмодернизма в современной музыке можно назвать Земфиру, тексты песен которой отличаются повышенной имплицитностью : они несут в себе скрытые смыслы по принципу задуманной автором, запланированной необходимости для читателя догадаться об их наличии и раскрыть их значимость для текста. В связи с этим мы выделяем информативную , эмотивную , контактивную , социокультурную функции умолчания текстов песен современных авторов.

Таким образом, семантика умолчания выделяется нами как самостоятельная функционально-семантическая категория, характеризующаяся высокой информативностью и имплицитностью коммуникативного акта.

В текстах песен современных авторов в качестве комплекса cемантико-прагматических факторов общения и лингвистических средств микр о- и макроконтекста используются указательные, относительные, неопределенные местоимения, местопредикаты , глаголы, существительные, прилагательные, наречия с семой «умолчать», которые позволяют декодировать имплицитно представленный смысл песен. Они представляют систему языковых единиц разных уровней, объединяющихся в иерархически организованную ядерно-периферийную структуру. В качестве синтаксического средства выражения умолчания используется парцелляция и редукция предложений. Указательные местоимения явились наиболее частотными среди лексических способов выражения семантики умолчания. К периферии плана выражения семантики умолчания относятся фонетические (особая намекающая интонация, понижение голоса, акцентирование, пауза и т.п.); фразеологические; синтаксические; графические средства, несущие дополнительную информацию (знаки препинания, кавычки, средства выделения языковых единиц).

На наш взгляд, состояние изученности семантики умолчания следует признать как незначительное, так как существуют лишь отдельные описания того или иного средства семантики умолчания, принадлежащего к одному из уровней языка, и поэтому разработка данной проблемы является перспективой дальнейшего исследования.

Список использованных источников:

1. Виноградов В.В. Грамматика русского языка / В.В. Виноградов, Л.В. Щерба. – М., 1952. – С. 406.

2. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А.Н. Гвоздев. – М., 1965. – 408 с.

3. Сеничкина Е.П. Семантика умолчания и средства её выражения в русском языке / Е.П. Сеничкина . – М.: МГОУ , 2002. – 307 с.