Наши конференции

В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций

VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"

IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"

IV МНПК "Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности"

I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»

VII НПК "Спецпроект: анализ научных исследований"

III МНПК молодых ученых и студентов "Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации"(17-18 февраля 2012г.)

Региональный научный семинар "Бизнес-планы проектов инвестиционного развития Днепропетровщины в ходе подготовки Евро-2012" (17 апреля 2012г.)

II Всеукраинская НПК "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения" (6-7 апреля 2012г.)

МС НПК "Инновационное развитие государства: проблемы и перспективы глазам молодых ученых" (5-6 апреля 2012г.)

I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)

I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)

V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)

V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)

VII Международная научно-практическая Интернет-конференция "АЛЬЯНС НАУК: УЧЕНЫЙ – УЧЕНОМУ" (15-16 марта 2012 года)

Д.и.н. Овсянников В.П., к .и.н. Алехина Н.В.

Поволжский государственный университет сервиса, г . Тольятти, Российская Федерация

Роль народного костюма в эстетизации повседневности Среднего Поволжья

 

Традиционные формы культуры – это путь созидания и утверждения не только того большего, чему человек служит, но еще и самого себя. Поэтому развитие традиционных форм культуры, как на уровне регионов, так и на уровне повседневности каждого человека становится важной задачей современной культурной политики и ресурсом развития некоторых производств, с ущность которых заключается в « опредмеченной » человечности, где большое значение имеет прикладное искус­ ство.

Раскрытие взаимосвязи истории, быта, искусства народов Среднего Поволжья, дает новые возможности для решения проблем повседневной культуры [1]. В частности, адаптации современных технологий к принципам традиционной народной культуры; понимание и учет особенностей и опыта традиционной повседневной культуры разных народов; создание образа культуры повседневности на основе обобщения жизни и традиций различных национальностей; формирование навыков критического мышления в условиях инновационного развития экономики, массового производства предметов быта и др. Особо в этом ряду следует отметить, что н аполняя собой быт, окружая человека в его повседнев­ной жизни, народное искусство способствует воспитанию любви к Родине. Если вещи, среди которых живет человек, ему близки, удовлетворяют его потребности и эстети­ческие чувства, то уже только этим они усиливают гор­дость за свою национальную культуру. Таким образом, традиционные бытовые вещи имеют возможность принципиально изменить свой статус в современном мире, став для человека элементом этнического, регионального образа. Нет сомнения в том, что восстановление некоторых традиционных ритуалов, орнаментов, росписи, вышивки, расцветки одежды повлечет за собой возвращение, хотя бы у некоторой части населения историко-культурной памяти .

Вместе с тем, следует констатировать, что наиболее существенных успехов народы Среднего Поволжья достигали на несвойственных для других национальных культур путях. Средневолжская традиционная культура повседневности является одним из таких направлений культурогенеза . Она обладает своей национальной, социальной и исторической спецификой, своей логикой исторического развития [2]. Кроме того, в ней происходило интересное социокультурное явление, уникальное по своей сути – процесс стирания различий между искусством и повседневной жизнью ( эстетизация повседневности). Это было связано, во-первых, с преобразованием предметов повседневности в художественные объекты и, во-вторых, обращением повседневной жизни в эстетический проект с определенным стилем в одежде, интерьере и бытовых вещах.

Включение костюма в контекст современных культурных процессов помогает увидеть ценность одежды разных исторических эпох и попытаться вписать ее в культурное пространство российского общества XXI столетия. Отдельные элементы традиционной культуры могут попадать или нет в сферу актуальной культуры, но, как показывают современные исследования, народный костюм и в настоящее время активно влияет на повседневную и «высокую» моду.

Традиционный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Он построен на закономерном ритме линий, плоскостей, объемов, на соответствии фактуры и пластики тканей, на организующей роли декора и цвета, на связи утилитарных и художественных достоинств [6]. Эстетическое в традиционном костюме – это его природные, социальные и художественные особенности в их общечеловеческом значении.

Понятие «народный костюм» в нашем понимании синоним традиционному костюму, однако на обыденном уровне он связан с самыми различными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями о доступности, приобщению к определенным культурным, как правило, этническим образцам. Это проверенный временем показатель широкого признания. Кроме того, народная одежда представляет собой способ идентификации, отождествленный с культурной традицией на всех этапах исторического развития.

В современном мире народная одежда выглядит достаточно унифицированной, проницаемой для самых разных направлений моды, широко ассимилирующей элементы и традиции различных культур. В этой связи, значение традиционного народного костюма в XXI веке может быть качественно иным и играть важную роль для сохранения национальной культуры, несмотря на потерю всех утилитарных функций. Видимо, некоторые элементы в повседневной культуре имеют духовное содержание, которое ищет верную и совершенную форму не связанную с бытовыми функциями. Потребление духовных ценностей, по типу материальных – функционально, ничего человеку не дает. Однако изъятие их из контекста повседневной культуры ведет к невосполнимым потерям.

Понимание значения традиционных ценностей на обыденном уровне сознания особенно важно для подтверждения истинности явлений, действий в окружающем человека мире. Поэтому даже в xxi веке аргумент – так делают все, то есть так заповедано предками, играет существенную роль. В какой-то степени такой подход составляет сдерживающую основу для инновационных процессов. Но это только видимость, традиционное общество выработало своеобразный механизм компенсации этого фактора. Условно его можно обозначить как камуфлирование нового под старое. Камуфляж, нередко, был бессознательным действием. Однако только то новое имело перспективу, которое сумело доказать свою связь с уже существующим . Этот механизм активно применялся в ХХ веке в различных коллекциях одежды, что свидетельствует о его жизнеспособности и возможности переноса прошлого опыта в различные сферы современного производства.

Поскольку культура все чаще рассматривается как одна из основ устойчивого развития общества, совершенно логичным в российском обществе стал подход к культурному наследию как уникальному ресурсу, способному изменить вектор развития региона от чрезмерной унификации к оригинальному культурному своеобразию [4].

Исходя из этого, основное внимание авторов сосредоточено на позитивных тенденциях в повседневности Среднего Поволжья XIX – XX вв. Такой подход позволяет выявить ряд позиций в генезисе костюма региона, которые связаны с устойчивыми системными компонентами и механизмами по продвижению наиболее удачных форм культуры. В рамках процессов взаимодействия продукты региональной этнической культуры – новые элементы одежды, сотворенные русскими, мордвой, татарами, чувашами и немцами – действовали как нечто самостоятельное. Их распространение не сводилось только к непосредственным человеческим отношениям, а происходило еще в результате особой формы движения культуры – «культурной диффузии». Она расширяла возможности по сохранению национальных достижений и творческому самовыражению человека через дополнительное заимствование форм и светоцветовую гармонизацию народных костюмов.

Так, и на уровне современной повседневности реализуются потребности в обретении гармонии с собой и миром. Возможность для человека быть культурным, быть человеком в полном смысле слова, осуществлять свою очеловеченность заключена в механизме «проживания», который характеризуется, в нашем случае, как непосредственная реализация ценностей культуры через декоративно-прикладное искусство. Кем именно создавались формы традиционной культуры в Среднем Поволжье в этом случае совершенно неважно. Но народный костюм уже тогда был потенциально сверхтрадиционным (условно повторяемым), так как каждый раз он рождался заново, действительно проживался людьми, которые были соавторами своих предшественников, а не просто повторяли традиционные формы ранее кем-то созданные.

В начале XIX века, в условиях функционирования традиционной культуры средневолжского региона, многие ее объекты, особенно материальные, неминуемо становились элементами универсального производственного комплекса. Одежда еще некоторое время сохраняла форму единичного изделия и уникальность. Однако поступательное развитие фабричного производства уже было не остановить. Оно проявилось в социокультурных особенностях и трансформациях этнической одежды.

В то время в повседневной жизни людей наступает привыкание к скудости и однообразию бытовой культуры. Не стал исключением и народный костюм, потерявший ряд традиционных форм, а вместе с ними только ему присущие гармоничные черты. Но межпоколенная трансляция этого феномена культуры сохранилась, особенно, в крестьянской среде. Следует подчеркнуть, что образцы, формы и приемы прошлого постоянно сохраняются и перерабатываются в традиционной культуре, а преемственность в освоении видов декоративно-прикладного творчества гарантирует передачу их последующим поколениям. Диалектическая природа народного костюма связывает его не только с прошлым, но и с настоящим и будущим, и представляет собой поступательное движение в целостной социокультурной системе. Кроме того, народный костюм всегда представляет собой единство духовного и материального, чутко реагирует на окружающую среду.

Среднее Поволжье в XIX столетии стало частью территории формирования среднерусского комплекса одежды, элементы которого впоследствии употреблялись и нерусскими народами. Тем самым нашли проявление этнокультурные возможности региона по генезису новых культурных форм. В процессе миграции на Волгу русские сумели синтезировать культурно-бытовые, языковые и др. особенности прежних мест жительства, что заложило основу общего средневолжского облика.

Русский народный костюм в регионе не существует отдельно как нечто изолированное – он связан с различными культурными феноменами и является константой мира вещей, несет в себе знаково-символическую вселенную, составляющую пространство культуры. Русскую народную одежду правомерно рассматривать как поливариантную микромодель национальной культуры, являющейся идеальной формой бытия человека [5].

Многовариантный традиционный костюм длительное время вплоть до настоящего времени сохраняется в памяти его носителей и в образцах этнического творчества. В народном космизме костюм занимает одно из центральных мест в понимании целостности земного и небесного, единстве живых и мертвых, в представлении о «проживании мира», отношении к реальному миру. Костюм народов Среднего Поволжья имеет свои уникальные символы и образы, эзотерически запечатлевшие родовую и общественную память, но, как оказалось он шире этого – в нем проявилось культурное взаимодействие по линии Россия – Запад.

На европеизацию народного костюма в Среднем Поволжье оказал значительное влияние «западноевропейский фактор» в лице немцев-колонистов . Переселившись в Среднее Поволжье они старались сохранить свои культурные традиции, особенно в быту. Однако национальный немецкий костюм претерпел огромные перемены. Вместе с тем, он и в новых формах продолжал развиваться как национальная одежда, приспосабливаясь к более совершенным материалам и иным жизненным условиям. Поэтому и для немецких коллег он представляет существенный интерес, так как в российском контексте законсервировал уникальный феномен повседневности – немецкий народный костюм. Он дает наглядное представление не только об отдельных предметах одежды, головных уборах, украшениях и т.д., но позволяет увидеть весь костюмный комплекс и понять манеру употребления каждой детали. Конкретные традиции в одежде немцев-колонистов во многом зависели от мест их выхода это еще больше повышает его значение для истории культуры немецкого народа [8].

В процессе эстетизация одежда народов Среднего Поволжья к началу XX века претерпела значительные трансформации, но при этом были сохранены этнокультурные элементы, подчеркивающие национальный колорит и специфику. Изменения костюма, в основном, были связаны с позитивным учетом опыта соседей. Основным фактором, влияющим на формирование регионального типа костюма в то время становится соотношение между эстетическими запросами человека и источниками их удовлетворения. Причем эстетические запросы в этот период опирались на народные традиции в региональной одежде.

Необратимые трансформации народного костюма в России и Среднем Поволжье по европейскому образцу произошли в ХХ веке. Этому способствовали ряд факторов : научно-технический прогресс, мода, влияние культурно-бытовых форм и элементов других регионов и стран, этнические традиции народов региона, природно-географическая среда.

Современная повседневная средне-волжская одежда начала XXI века мало чем напоминает традиционный народный костюм. Изменились технологии, цветовые сочетания, декоративные элементы, но в то же время, сохранились наиболее важные элементы и приемы: традиционные формы, удобство, ассортимент, пропорциональные соотношения. Основные функции костюма, взятые из народной одежды, такие как защитная, утилитарно-практическая и эстетическая, стали основой изготовления современной одежды.

В образцах повседневной одежды настоящего времени гармонично сочетаются напряженность цвета, полифония красок, разнообразные скульптурные формы, рождающиеся на основе современных технологий. В этом и состоит живое развитие традиций и одновременно проявление новаторства, индивидуального творческого стиля. Однако в проектировании одежды и ее массовом изготовлении недостаточно используются или не учитываются ее региональные особенности и устойчивые признаки: деление одежды по назначению, многослойность , трансформация [3].

Некоторые региональные принципы в конструировании современного костюм, по мнению авторов, уже проявились в комплектовании элементов костюмного комплекса, использовании в создании одежды модульного и комбинаторного метода, традиционном использовании украшений и дополнений, историко-культурном подходе к цветовому решению, в учете климатических особенностей и др.

Безусловно, одежда – один из самых ярких элементов традиционной культуры Среднего Поволжья, постоянно предлагающий варианты решений современной одежды в ансамблевой композиции, несмотря на меняющиеся формы и функции. Моделирование одежды в России в разные периоды истории всегда опиралось на непреходящие ценности народного творчества: декоративность, функциональность, комплексность, конструктивность, этнокультурные принципы колористического решения.

Время неумолимо к вещам и другим формам традиционной культуры, однако они будут среди нас, пока живо декоративно-прикладное искусство. Оно осуществляет своеобразный синтез внутреннего и внешнего мира человека, его этических и эстетических представлений и деятельности. Кроме того, и культурное пространство повседневности оказывает существенное влияние на изменение ценностно-нормативных качеств человека и общества. Все это в совокупности способствует сохранению знаний о повседневности, несмотря на социальные потрясения и перемены. Очевидно, что элементы традиционной культуры способны пережить своего создателя и даже то общество, в котором они родились, сохраняясь в пространстве общечеловеческой мысли и бытовых вещах [9].

В настоящее время в Среднем Поволжье в этнокультурном плане доминирует группа средне-волжских русских, которая выработала универсальные черты культуры и быта, но соответствующей этой группе костюм обнаружить не удалось. Вместе с тем, собранные историко-культурные сведения (коллекции центральных и местных музеев, материалы полевых этнографических исследований и др. источники), дающие характеристику основных элементов русского народного костюма практически всех районов региона, позволяют представить костюм, который бы отражал социокультурное лицо средне-волжского русского. По мнению авторов, этот тезис может открыть важное направление в современном социокультурном проектировании, когда станет возможным реальное соединение искусства и науки, основанных на лучших традициях российских модельеров. В этом случае для достижения, поставленных целей будет ведущим не творческая фантазия модельера, а научное предвидение, базирующееся на строгих критериях истины.

В России и средневолжском регионе сейчас меняется не только социально-экономическая среда, но и повседневность. Причем, изменения в повседневной культуре являются более радикальными и глубокими, чем в официальной культурной жизни. Нечто подобное уже происходило с российской культурой в советское время, когда наблюдался своего рода разрыв, переход от традиционной культуры к культуре индустриальной, нашедший наибольшее воплощение в повседневном быте людей, народном искусстве и т.п. Наша позиция довольно условна, однако традиционная культура в определенной мере продолжает существовать и сейчас, только индустриальная культура заменяется постиндустриальной. Видимо, существовал и существует механизм, посредством которого создаются и воспроизводятся элементы традиционной культуры, независимо от цивилизационного уровня общества. Это прежде всего не какие-либо абстрактные «вечные ценности», а прозаичная культура повседневности и ее элементы. Традиционные формы повседневной культуры как элемент выживания, сохраняют свое значение и сегодня. Их роль в формировании культурной среды регионов, видимо, и в постиндустриальном обществе сохранится. Средневолжская традиционная культура в настоящее время является мощным фактором многогранного формирования и развития повседневной культуры, преобразуя и обогащая массовую традицию. Это настоятельно диктует необходимость активного вовлечения регионального культурного опыта в современную жизнь, который может стать одной из составляющих инновационной экономики Среднего Поволжья.

 

Список использованных источников:

1.       Алехина Н.В. Развитие культурных традиций народов Среднего Поволжья в современной одежде / Н.В.   Алехина // В естник Саратовского государственного технического университета. – 2011. – № 1. – С. 306–316.

2.       Алехина Н.В. Синтез образов одежды в традиционной культуре народов Среднего Поволжья ( XIX век) / Н.В.   Алехина // Вопросы культурологии . – 2011. – № 4. – С. 52–56.

3.       Алехина Н.В. Специфика стиля и роль русского народного костюма в генезисе культурных форм Среднего Поволжья / Н.В.   Алехина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 126. – С. 326–332.

4.       Востриков А.В. Россия и Франция в XVIII веке: диалог культур по-русски: монография / А.В. Востриков, В.П. Овсянников. – Тольятти, 2010. – 310 с .

5.       Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: монография / М.С. Жиров. – Белгород, 2003. – 310 с .

6.       Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности / Р.В. Захаржевская . – М., 2009. – 432 с.

7.       Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение / С.П. Исенко . – М., 1999. – 144 с.

8.       Овсянников В.П. Особенности развития немецкой культуры в Российской империи / В.П. Овсянников. – Тольятти: Изд. Фонд «Развитие через образование», 2002. – 390 с .

9.       Овсянников В.П. Культурологические исследования традиционного костюма народов Среднего Поволжья с использованием синергетики / В.П. Овсянников, Н.В. Алехина // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: сборник статей VIII Международной научной конференции (28–29 октября 2010 г .). – Тольятти: ПВГУС , 2010. – С. 184–191.