Наши конференции

В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций

VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"

IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"

IV МНПК "Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности"

I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»

VII НПК "Спецпроект: анализ научных исследований"

III МНПК молодых ученых и студентов "Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации"(17-18 февраля 2012г.)

Региональный научный семинар "Бизнес-планы проектов инвестиционного развития Днепропетровщины в ходе подготовки Евро-2012" (17 апреля 2012г.)

II Всеукраинская НПК "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения" (6-7 апреля 2012г.)

МС НПК "Инновационное развитие государства: проблемы и перспективы глазам молодых ученых" (5-6 апреля 2012г.)

I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)

I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)

V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)

V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)

VII Международная научно-практическая Интернет-конференция "АЛЬЯНС НАУК: УЧЕНЫЙ – УЧЕНОМУ" (15-16 марта 2012 года)

Д.психол.н. Джакупов С.М., Исаханова А.А.

Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А. Ясави , г. Туркестан, Республика Казахстан

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТНОСОВ КАЗАХСТАНА

 

Множество конфликтов из века век происходят на почве этнических, расовых и религиозных различий. Человечество страдало и продолжает страдать от вспыхивающих конфликтов, причина которых лежит в разных социальных, религиозных и моральных взглядах на устои жизни и межличностное отношение. В настоящий момент во всем мире остро стоит вопрос о личностных различиях общественного, а так же индивидуального отношения и восприятия окружения субъектом деятельности. Развивающаяся планета не может порой совладать с проблемами основного уровня жизни людей. Информационные потоки, в наше высокоскоростное, информационно-нестабильно богатое время, с разных сторон часто разрывая народы, порождают вражду между странами и людьми. Множество разработанных программ поколениями двадцатого и двадцать первого веков ведут борьбу с несправедливостью и дискриминацией населения планеты. На политическом уровне принимаются законы, создаются декларации о всеобщем равенстве людей во всех странах мира, не зависимо от международных статусов стран и их политики [1]. Для всеобщего блага, в целях пропаганды равенства и мира, привлекаются деятели культуры и искусства, знаменитые личности которым подражают миллионы взрослых и детей. Но, несмотря на все усилия, данная проблема не становиться легче и ясней.

Исследования в сфере всеобщего равенства населения земли ведется во всех социально ориентированных отраслях науки. Психология затрагивая глубинные системы человеческого сознания и бессознательного не оставляет без внимания его личность и личностные ориентиры, которые в рамках деятельностного подхода раскрываются с новой малоизученной грани. Наша работа направлена на раскрытия данной проблемы в личностно ориентированном подходе психологии, в отдельно взятом многонациональном ареале обитания субъектов деятельности. Пространство многонационального, правового государства – Казахстан, в котором проживают более 120 национальностей прекрасный пример того, как в одной стране могут мирно существовать разные этнические, религиозные, моральные позиции бытия. Политическая картина Казахстана создает магнитное поле для равновесия внутрисоциальных процессов межэтнического и межличностного взаимоотношений, которые в полиэтнической стране с разными конфессиональными взглядами, сформировавшимися еще десятки тысяч лет назад и новыми конфессиональными взглядами, пришедшими сравнительно недавно, вместе создают атмосферу дружеского взаимопонимания и поддержки казахстанцев всех возрастов и социальных слоев. Но, не смотря на мирную политику правительства, дружелюбную атмосферу жизни, законно утвержденные права всеобщего равенства граждан, страну изредка сотрясают громкие межнациональные, межрелигиозные и нравственно категоричные столкновения.

Казахстан формировался на огромном открытом всем ветрам и народам пространстве и в то время через территорию проходили важнейшие торговые пути соединявшие восток с западом и север с югом. Не случайно перекрест энергетических полей земли находится в центральном Казахстане. Распределенность народов Казахстана на огромной территории стимулировала развитие межличностного общения, а взаимодействие с представителями других культур и конфессий обогащало механизмы полиэтнического общения, создавая новые взаимовыгодные формы межкультурного и межэтнического общения. Все это являлось важной предпосылкой того, что современная казахстанская культура становится одной из самых эффективных в плане обеспечения результативности межличностного и межэтнического взаимодействия и общения людей [2].

Главным условием развития поликультурной и полиэтнической формой поведения является ее конкурентоспособность в сравнении с подобными монокультурными и моноэтническими формами поведения. Как показывают исследования, проведенные в этой области, конкурентоспособность поликультурных и полиэтнических форм поведения, синтезированных моноформ , оказывается намного выше конкурентоспособности оригиналов. Появление новых форм поведения, несущих в себе этнокультурные особенности разных этносов, не означает потерю человеком каких-то своих уникальных этнокультурных особенностей. Напротив, как показали исследования, за счет присвоения новых поликультурных и полиэтнических форм поведения арсенал возможностей конкретного представителя этноса обогащается, увеличивается тем самым его компетентность в системе межэтнических взаимоотношений [3].

Почти два десятилетия в Казахстане интенсивно ведутся исследования по проблеме формирования и развития этнических предубеждений, которые по результатам психологических исследований играют большую роль в отношениях всех уровней взаимодействия. Психологическое содержание этнических предубеждений, выявленное в ходе многолетних исследований межэтнической деятельности, показало значимость предубеждений в ранней стадии взаимоотношения между этносами и их представителями. Негативные предубеждения этнического характера становятся сложным барьером в построении и развитии полиэтнической деятельности. А положительное предубеждение о представителях определенного этноса создает изначально доверительную атмосферу для создания и развития деятельности любой сложности. Так как этнические предубеждения формируются, в основном не на личном опыте субъекта, а на высказываниях и мнении окружающих, формирующийся позитивный и негативный опыт межэтнического взаимодействия не основывается на объективной оценки субъекта деятельности, а вуалируется и порой видоизменяется под воздействием предубеждений.

В большинстве своем, предубеждения основываются на специфических взглядах каждого народа на определенные объекты бытия и ситуационную деятельность представителей другого культурного образования. В современном мире, несмотря на изменяющиеся прогрессивные взгляды человечества, тяга к своим этническим корням очень велика. В жизни современного человека осознание своей принадлежности к определенному народу, поиски его особенностей – в том числе и особенностей психики – играют важную роль и оказывают серьезное влияние на отношение между людьми [4].

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «Мы», и этнос – не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, профессиональные объединения, неформальные объединения и т.д. и т.п. многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но членство в них не всегда приводит к удовлетворению потребности в психологической стабильности. Опора оказывается не слишком надежной. Ведь состав группы постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека за какую – то провинность могут из группы изгнать. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это устойчивая во времени межпоколенная группа, для которой характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки. Человек создавая свои предубеждения находиться в формировании своей этнической позиции, и это формирование представляет его законные интересы. К сожалению, когда эти законные интересы сталкиваются с интересами других народов, мы наблюдаем ситуации межэтнической напряжённости. Очень часто дело доходит до открытых межэтнических конфликтов. На урегулирование этих конфликтов у правительства и мирного народа уходит очень много сил и времени, но, несмотря на это конфликты затихают лишь на время. По этой причине в современных полиэтнических государствах много сил и средств уходит на уравновешивание всенародного статуса и права, в целях недопущения народных столкновений.

Республика Казахстан являющаяся молодым, быстро развивающимся государством с полиэтническим населением, сталкивается с разнообразными проблемами этнического и религиозного характера. Для граждан страны на политическом уровне в законном прядке установлены нормы и правила взаимодействия на территории Республики. Нормами Конституции Республики Казахстан, принятой в 1995 году, в статье 14 сказано: 1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам [5]. Но несмотря на Конституционное законодательство психологическая атмосфера остается нестабильной. Множественные психологические и социологические опросы свидетельствуют о том, что межнациональная дискриминация все же «проскальзывает» в отношениях людей.

В целях изучения нравственных принципов всеобщего равенства граждан, установленного законом, в Республике Казахстан было проведено психологическое исследование. В исследовании принимали участие 2 основных этноса проживающих на территории республики, это русский и казахский этносы, а так же были исследованы люди, представляющие два этноса сразу, рожденные и выросшие в полиэтнических семьях, где один из родителей представитель казахского этноса, а другой русского этноса. Общее число участников исследование составило 200 человек. Из них: 50 представителей казахской национальности, которые не имеют каждодневных взаимоотношений представителями русской национальности, 50 представителей казахской национальности, тесно общающихся с представителями русской национальности, 50 представителей русской национальности, родившиеся и выросшие и продолжающие жизнь на территории Казахстана, а так же 50 представителей полиэтнических семей, где один из родителей представитель казахской национальности, а другой русской. Возраст участников исследования варьировал с 18 до 27 лет. В этом возрасте по данным возрастной психологии человек достигает зрелости, у него появляются свои сформировавшиеся взгляды на жизнь, на свое окружение и на свое предназначение. Первые долговременные цели твердо возникают в сознании индивида, совершенствование личности в этом возрасте идет направленно и осознано, основа последующих шагов в жизни задаётся в этом же возрасте. По этой причине нами был выбран этот возрастной период для исследования этнопсихологического взаимодействия между этносами проживающими на территории суверенного Казахстана.

Исследование проводилось в четырех группах одновременно. Испытуемым не сообщались направления и мотивы исследования, а так же тема научной работы, для которой проводиться данное исследование. Испытуемых лишь просили ответить на вопросы или выполнить задания экспериментатора, сообщая, что правильного варианта выполнения заданий и правильных ответов в их работе нет. Проделанная нами работа состояла из двух этапов. На первом этапе проводился отбор респондентов для исследования. Отбор осуществлялся с помощью опросника , состоящего из 25 вопросов, ответы на которые давали нам полную информацию о происхождении и о социальном окружении респондента. В ходе обработки респонденты условно распределялись на четыре группы, последующие исследовательские задания для всех групп были одинаковы, по группам рассматривалось вариации ответов и их сходство в группах и между ними.

На втором этапе респондентам предъявлялись психологические тесты и проективные методики, изучающие этнопсихологическое взаимоотношение этносов друг к другу и их психологическое отношение к социально-политическому положению в стране и своего этноса в республике.

Полученные результаты показали, что в четырех группах в зависимости от этнического характера группы результаты менялись. Высокие баллы в показателях удовлетворенности жизнью в стране у представителей полиэтнических семей. Их почти полностью удовлетворяет полиэтническое население и направленность правительства на подержание межэтнического и межкультурного взаимодействия в стране. Гордость за республику и ее положение в мире вызывает у представителей полиэтнической группы положительные эмоции. В этнологических предпочтениях превалирующей нации представители данной группы делали выбор в сторону той нации к которой они себя психологически причисляют, не смотря на то что у большинства в метрических данных национальность была записана как казахская, предпочтения разделились почти поровну половина выбирала в качестве превалирующей нации казахов, это 51,5%, а другая половина не видела разницы между казахской и русской нацией в плане главенства на территории страны. Это разделение внутри группы мы причислили к психологическому восприятию себя и своей личности, и не стали углубляться с изучением данного феномена, так как он не относится к выбранному нами направлению.

Так же высокие результаты удовлетворенностью жизни в стране показала группа казахов тесно общающихся с представителями русского этноса. Полиэтническое население страны и направленность правительства на развитее межкультурных и межэтнических взаимоотношений в стране удовлетворяет эту группу на 83%. Отношение к представителям других этносов в этой группе положительное, даже доброжелательное. По мнению 67% представителей группы межэтническое взаимоотношение помогает в развитии страны и народа в целом. Межэтническое взаимодействие приносит положительный опыт создания в Казахстане новой высокоразвитой, образованной и интеллектуальной нации, которая в отличи и от других моноэтнических стран, на всех уровнях взаимоотношений с другими странами становиться политически и психологически «подкована» во многих вопросах и взглядах на будущее. Главенство в этой группе отдается казахской национальности. Развивающаяся республика вызывает в этой группе, так же, положительные эмоции. Казахстан, для этой группы, не представляется как моноэтническое государство.

Следующая группа – это группа, состоящая из представителей русского этноса. Удовлетворенность жизнью в стране в этой группе составило 61%, некоторые представители группы хотели бы при первой возможности сменить страну проживания. Положительные эмоции от проживания в полиэтническом государстве Казахстан озвучивались у 73% респондентов. Превалирующий нацией не признавалась ни казахская, ни русская нация, обе нации имели одинаковые преимущества у 93% респондентов. Полиэтническое население страны вызывало одобрение, озвучивалась – и нетерпимость, даже порой отрицательные аспекты проживания в Казахстане. Но, общие выводы в этой группе на 84% положительные и удовлетворенность страной проживания высокая.

У четвертой группы, представителей казахского этноса, которые не имеют тесных контактов с представителями русской национальности показатели удовлетворенностью жизни в стране самые низкие. 37% респондентов удовлетворены проживанием в полиэтнической стране и уровнем взаимодействия этносов на территории Республики Казахстан. 28% респондентов крайне отрицательные взгляды на полиэтничность страны, мнение о других этнических образованиях страны негативная. У 4% этносы проживающие на территории страны не имеют права считаться гражданами данного государства. Превалирующая нация обозначается как казахская. Главенствующий язык – казахский, употребление другого языка в государстве рассматривается негативно и не приветствуется.

Подводя итоги исследования, можно сказать, что полиэтничность нашего государства позитивно влияет на взгляды граждан и на личностное развития, самосознания субъектов деятельности. В отношениях этносов зарождаются новые, устойчивые, позитивно направленные взгляды на жизнь. Личность человека приобретает много позитивного из отношений с другими этносами, фильтруя для себя новые личностные качества становиться более подкованным в отношениях любого уровня, взгляды на жизнь гражданина, непосредственно общающегося с другими этносами, полиэтнического государства широкие, разносторонние. Есть и негативные стороны проживания в полиэтнической стране, но они полностью перекрываются позитивными аспектами.

Моноэтнические образования, которые существуют и в Казахстане, показывают категоричность восприятия и негативное отношения к себе и к своей стране. Патриотизм хоть и высок, но окрашен негативными красками. Взгляды на открывающиеся возможности развития воспринимаясь категорично, тормозят развитие личностных качеств субъекта деятельности, которое мешает ему в осуществлении высоких планов на жизнь.

Стремление к своим корням является позитивным. А, уважительное отношение к другим этносам, проживающим по соседству, развивает в человеке адаптивность к сложностям и смысловую сферу личности. Полиэтничность страны положительно и для страны и для граждан.

 

Список использованных источников:

1.             Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cofe.ru/finance/russian/3/153.htm

2.             Джакупов С.М. Проблемы этноконфессиональной идентификации личности / С.М. Джакупов // Вестник НПК . – 2008.

3.             Джакупов С.М. Этнические предубеждения как проявление смысловых барьеров / С.М. Джакупов , Н.В. Нигай // Вестник НПК . – 2009.

4.             Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко . – 3-е изд., испр . и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004 – 368 с .

5.             Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constcouncil.kz/rus/norpb/constrk