Наши конференции

В данной секции Вы можете ознакомиться с материалами наших конференций

VII МНПК "АЛЬЯНС НАУК: ученый - ученому"

IV МНПК "КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: глобальные и локальные аспекты"

IV МНПК "Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности"

I МНПК «Финансовый механизм решения глобальных проблем: предотвращение экономических кризисов»

VII НПК "Спецпроект: анализ научных исследований"

III МНПК молодых ученых и студентов "Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации"(17-18 февраля 2012г.)

Региональный научный семинар "Бизнес-планы проектов инвестиционного развития Днепропетровщины в ходе подготовки Евро-2012" (17 апреля 2012г.)

II Всеукраинская НПК "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения" (6-7 апреля 2012г.)

МС НПК "Инновационное развитие государства: проблемы и перспективы глазам молодых ученых" (5-6 апреля 2012г.)

I Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях»(Полтава, 14?15 февраля 2013г.)

I Международная научно-практическая конференция «Лингвокогнитология и языковые структуры» (Днепропетровск, 14-15 февраля 2013г.)

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных «Язык и мир: современные тенденции преподавания иностранных языков в высшей школе» (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Стратегия экономического развития стран в условиях глобализации» (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: ученый – ученому» (28–29 марта 2013г.)

Региональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования в сфере социально-экономических, технических и естественных наук и новейших технологий» (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)

V Международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности» (Желтые Воды, 4?5 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

VIII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (30–31 мая 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7–8 июня 2013г.)

V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (17–18 июня 2013г.)

IX Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (10–11 октября 2013г.)

Вторая научно-практическая конференция "Спецпроект: анализ научных исследований" (7-11 декабря 2005 г.)

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

И. С. Бессарабова

Волгоградская академия государственной службы

Ключевым понятием в культурологическом подходе к образованию выступает понятие «культура». Анализ научной литературы свидетельствует о многообразии подходов ученых к трактовке данного многоаспектного и многофункционального явления, каким является культура. Обратимся к ведущим положениям в понимании феномена культуры, чтобы на их основе выявить сущность культурологического подхода к образованию в отечественной науке.

В философских трудах культура трактуется как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В.Момов, А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов, О.Г.Дробницкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.И.Тугаринов, Ю.И.Ефимов, И.А.Громов, А.И.Арнольдов, Н.В.Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С.Коган, В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, О.В.Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества (В.С.Библер, Н.С.Злобин, А.Н.Леонтьев, И.А.Ильяева и др.)

В трудах Н.А. Бердяева взгляд на культуру осуществляется через призму человеческой личности, в результате чего культура выступает феноменом духовной человеческой истории [2;164] .

В педагогической литературе культуру называют условием саморазвития личности (И.А.Колесникова, Г.П.Корнетов, Н.Б.Крылова, С.Ю.Курганов); главным фактором, который способствует объединению народов, развивает национальное самосознание и интернационалистические ориентации людей (Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, В.И.Белый, Н.М.Лебедева, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова) и др. Культура принадлежит к одному из «самых общих философско-социологических понятий, охватывающее огромный мир явлений и находящееся на очень высоком уровне абстракции» [5;32].

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что содержание культуры включает в свою сферу материальные, духовные и художественные разновидности человеческой деятельности, ее процессы, продукты и проявления в самом человеке.

По справедливому замечанию Г.И.Гайсиной, недостаточно дать определение такого многогранного объекта, каким является культура, в одной из наук, так как оно неизбежно будет связано с внутренним содержанием этой науки, ее логикой изучения объекта, а потому будет односторонним [3].

Мы разделяем мнение М.С.Кагана о том, что ни одна из конкретных наук не может найти ответа на эти вопросы. «Масштаб содержания, универсальность выводят их за пределы компетенции всех частных наук; между тем без знания этого общего нельзя понять конкретное – ведь оно является модификацией общего, вариацией инвариантного» [6;8].

Чтобы разобраться во всем многообразии научных и философских трактовок культуры обратимся к исследованию Г.И.Гайсиной, которая выделяет четыре основные тенденции в понимании культуры[3].

Согласно первой тенденции, культура рассматривается как сумма общественных достижений, благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации.

Вторая тенденция в определении культуры отделяет культуру от общества, рассматривая ее как совокупность способов организации жизнедеятельности человека, как набор образцов и норм деятельности, которые задают своеобразную социальную технологию.

Третья тенденция видит в культуре не результаты или способы деятельности, а саму продуктивную силу деятельности, творческую способность, присущую человеческой сущности.

Четвертая тенденция формируется в связи со становлением семиотики, и в ней культура трактуется как специфический язык или как знаковая система. Все отмеченные трактовки культуры, по мнению автора, дополняют друг друга и создают достаточно полную и объемную картину культуры.

Раскроем сущность ведущих философских подходов, определяющих место человека в культуре, опираясь на результаты вышеуказанного исследования.

Прежде всего, выделим ценностный (аксиологический) подход к культуре, согласно которому она предстает как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Так, Н.З.Чавчавадзе определяет культуру как «мир воплотившихся ценностей» [7;55]. Э.В.Соколов отмечает, что «фокус культуры – это человеческие ценности» [5;41]. П.С.Гуревич представляет конкретную культуру как «комплекс определенных ценностей, образующих смысловое ядро феномена» [1;124].

В научной литературе Г.И.Гайсина выделяет три основных подхода к определению аксиологических категорий: 1) ценность понимается как значимость предметов и явлений действительности для человека, их способности удовлетворять его материальные и духовные потребности; 2) к ценностям принадлежат только высшие общественные идеалы; 3) ценность одновременно служит значимостью и идеалом.

С середины 60-х гг. ХХ века разрабатывается деятельностная концепция, интерпретирующая культуру как совокупность устойчивых форм и способов деятельности, закрепившихся в человеческой практике и общественном сознании. Согласно данной концепции, фундаментальным свойством культуры, выражающим ее суть и интегрирующим все остальные характеристики, является ее способность быть средством деятельности людей. Представители деятельностной концепции проводят анализ культуры по двум направлениям. Согласно первому – культура выступает в роли «специфического способа человеческой деятельности» (Э.С.Маркарян); «способа деятельности конкретного социального субъекта» (В.Е.Давидович). Сторонники второго направления рассматривают культуру в качестве ряда свойств, характеризующих человека как «универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса» [3].

Следующей концепцией в понимании культуры является личностно-творческая, особенность которой состоит в понимании под культурой тех человеческих качеств, которые определяют сущностные силы человека, меру его развития в качестве субъекта творческой деятельности.

Подчеркивая реализацию культурой сущностных сил личности, Л.Н.Коган относит к сфере культуры именно ту деятельность, в которой человек реализует, «выполняет» себя, т.е. раскрывает, опредмечивает в продуктах этой деятельности свои сущностные силы [4;42]. Личность вступает во взаимодействие с культурой в трех отношениях: она усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей; создает культуру, будучи субъектом культурного творчества [5;8]. Сторонники личностно-творческой концепции подчеркивают факт становления индивида творческим источником самой деятельности – субъектом культуры. В данном контексте культуры человеческая деятельность рассматривается с точки зрения того, как и насколько она служит развитию, совершенствованию и самореализации человека. Тем самым эта концепция акцентирует внимание на гуманистической, личностно-развивающей сущности культуры.

Каждая из рассмотренных концепций культуры имеет свою методологическую ценность для изучения педагогических проблем с позиций культурологического подхода. В рамках нашего исследования особую значимость приобретает личностно-творческий подход, определяющий человеку роль духовного субъекта культуры, способного к саморазвитию, самореализации, творческой активности.

Литература:

1. Андреева И.А. Философия и история образования. Учебное пособие.- М.: МГПО, 1999.- 190с .

2. Бердяев Н.А. Смысл истории.- М., 1990.- 164с.

3. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Дис. … д-ра пед.наук.- М.,2002 -353с.

4. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура.- М.: Знание, 1981.- 63с.

5. Соколов Э.В. Культура и личность – Л.: Изд-во «Наука», 1972.- 227с.

6. Философия культуры: Становление и развитие/Под ред. М.С.Кагана.- СПб.: Изд-во СПбУ, 1995.- 312с.

7. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности//Культура в свете философии.- Тбилиси, 1979.- С.31-72 .